Символы, ценности, нормы и знания органически
связаны между собой не только функционально, но и
генетически. Символ - семантическая протомонада - «перво-
знек», «первозначение». Генезис каждого последующего
вида значений связан с энтропийными процессами,
процессами разложения предшествующего значения. Ценности
вырастают из символов, нормы - из ценностей, а знания -
из норм. Знания - конечный продукт разложения
семантической протомонады.
Значения существенно различаются между собой кан
в функциональном, так и в содержательном планах в
зависимости от того, какое место они занимают на
семантическом континууме, пределами которого выступают Кослюс и
Природа, Протосознание и Знание.
Особого уточнения требует место и роль «первознака>:
в процессе становления и развертывания семантического
пространства бытия. Символ многоуровневый знак. В нем
содержатся структуры целостного, но еще до конца непро-
явленного, нераспакованного семантического континуума.
Весьма продуктивен в этой связи термин, введенный в
научный оборот В. В. Налимовым и Ж. А. Дрогалиной -
«семантический вакуум», под которым они понимают еще не-
проявленное «семантическое поле» (122, 111-112).
Символы могут быть лишь явными, так как не содержатся в
неявной форме в значениях менее целостных и универсальных.
Символы не только явные, но и явленные значения, так как
укоренены в пустоту, в ничто. Движущееся бытие как бь}
выплывает из невидимого, покоящегося небытия и,
исчерпав себя, опять погружается в него. В небытии как бы
скрыто все возможное богатство мира, все нерожденное,
наставшее и неоформленное
Явные значения - это такие значения, которые
функционируют в семантическом пространстве в качестве
целостных монад.
Неявные значения структурно входят в более сложные
:амантические монады, в которых они утрачивают свою
целостность, но сохраняют при этом свое особое
регулятивное свойство в качестве эпифеномена. Ими являются
неявные ценности, нормы и знания.
Символ в качестве трансцендентного
значения содержит в себе неявные «трансцендентные
ценности», «трансцендентные нормы» и «трансцендентные
знания», то есть весь нераспакованый сеАлантический
континуум. Явные ценности - это проявленные культурой
«трансцендентные ценности» культа. Эвалюативные значения -
это символы, утратившие свою трансцендентность.