Oct 20, 2021 23:34
Эрайгнис - главная забота, высшая потребность Дазайн.
В следующей цитате Хайдеггер связывает Ereignis с основополагающей идеей «заботы» из «Бытия и Времени»:
" Быть искателем, хранителем, стражем - это предполагает заботу как основочерту человеческого бытия. В этом именовании - заботе - сосредоточено назначение человека, поскольку он на своем основании, т. е. из здесь-и-сейчас-бытия, понимается; а это здесь-и-сейчас-бытие в обратном ходе присваивается (ereignet) событием (Ereignis) как сущностью бытия ." *7)
Это и есть та самая «основочерта» бытия, фундаментальная «забота» - потребность понять сущность того, что видят глаза: начиная от базисного познания сущности (полезности/вредности) того или иного обьекта/события, его истин-ого значения, до осознания высшей Истины: вос-соединение (re-union) своего бытия с Бытием, вос-соединения одного (re-ligio) с Единым.
Когда разум-сознание человека становится единым с его бытием-дазайн (тождество бытия и мышления), тогда человек постигает Истину, соединяясь с Бытием в акте со-бытия - Эрайгнис. В этот момент человек становится «сверх-человеком», или «богочеловеком», достигая своего истинного призвания и назначения. Хайдеггер называет это подлинным, «аутентичным», бытием.
По большей части бытие человека протекает в смешении потребностей разума и тела, склоняясь к удовлетворению потребностей своей чувственно данной части. Это ущерное бытие (бытие-в-мире, телесное существование, «майя») ведет к унижению и ослаблению разума, к отдалению и постепенному забвению Бытия. По мере угасания разума и отдаления от Истины Бытия нарастает количество неправильных, «неразумных», «грешных» решений, закономерно приносящих горькие плоды в виде наказания и страдания. В этом смысле, скорби - это «посещение Божие», напоминание об утраченной связи с Бытием, неразумии удаления от Бытия и призыв вернуться к со-бытию, со-знанию, со-творчеству - к Ereignis. Именно об этом иносказательно говорит притча о блудном сыне и многие художественные произведения.
Эстетически-художественный аспект Эрайгнис.
Творчество - это момент рождения нового и подлинного из со-бытия, со-прикосновения с Бытием (фактически сверх-бытием, сверх-сознанием), движение дазайн вглубь себя навстречу Зайн в поисках со-причастия, со-бытия. Эту сущность Эрайгнис - очень ярко передают поэтические сочинения. Неудивительно, что поздний Хайдеггер обратился от сциентического языка философии к языку поэтическому. Взгляните на несколько примеров. Вот как описывает это Булат Окуджава:
Вот Александр Сергеич, он в поиске и муке,
Да козыри упрямы и не даются в руки.
Их силуэты брезжут на дне души его.
Терпение и воля, любовь и волшебство. *8)
Силуэты истин, сущностей таятся на «дне души», путь к ним проходит через страдание, терпение, волевое усилие, любовь, которые приводят к волшебству, со-причастию Истине, со-бытию с Истиной Бытия.
Тоска пустая, душа распахнута вовнутрь
Простые тайны мерцают там, как перламутр,
Все прояснится, снега растают, льды сойдут,
Уснет волчица, и каравеллы оживут. *9)
Это слова Владимира Музыкантова. Он изображает нам душу, распахнутую к познанию своей собственной глубины, где мерцают «простые тайны», «детские секреты природы» и Бога. Описанное вглядывание в мерцающие тайны Бытия точно совпадает с описанием Эрайгниса самим Мартином Хайдеггером, приведенным в статье соавтора этого сборника Ю.Д. Бухарова:
"…Со-бытие есть внутренне мерцающая область, в которой соприкасаются человек и бытие в своей сущности и достигают своей сущностной природы, избавляя себя от обусловленности, вкладываемой в них метафизикой. Мыслить Событие как Со-бытие, значит доводить до строения мерцающее в себе царство." *10)
Но предтечей откровения всегда выступает тоска, забота, поиск и мука. Сам Александр Сергеевич Пушкин описывает это в своем знаменитом «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
в пустыне мрачной я влачился…
Но вот к душе прикасается вестник Бога-Бытия шестикрылый серафим, и происходит Эрайгнис-Прозрение:
…И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье. *11)
Человек через Эрайгнис становится поэтом, пророком, просветленным. Бродский говорил в своей Нобелевской речи, что видовой целью человечества является поэт. Немного перефразируя его, можно сказать, что видовой целью человека является Homo Ereignis, человек просвещенный Истиной Со-Бытия.
Ereignis - путь и истина и жизнь.
В дополнение к выше упомянутым мистическим цитатам, необходимо привести еще одну:
Аз есмь путь и истина и жизнь…
Dasein - это путь к Истине Бытия (Seyn). Осознавая себя как бытие-дазайн, человек попадает в молнию-вспышку Эрайгнис, он становится приобщенным, присвоеным, усыновленным Бытием-Seyn. Это путь причастия к Истине, событию с Ней.
…никто не приходит к Отцу, кроме как через Меня. *12)
Никто не приходит к Бытию, кроме как через Со-Бытие. Поэтому Эрайгнис - это Событие, Истина и Бытие одновременно. В нем заключается тайное знание всех древних религий и мистерий. Но оказывается, все это мистическое, сложное и запрещенное, может вполне быть изложено кратко и просто. Но для этого нужен гений. Гений Мартина Хайдеггера.
1) Бибихин В.В. Хайдеггер: от «Бытия и времени» к «Beiträge» // Журнал «Герменея» №1 (1) 2009, с. 97
2) Мартин Хайдеггер. Вклады в дело философии.
От события. Перевод Э. Сагетдинова // Журнал «Герменея» №1 (1) 2009, с. 91.
3) Владимир Бибихин. Хайдеггер: от «Бытия и времени» к «Beiträge» // Журнал «Герменея» №1 (1) 2009, с. 97
4) М. Хайдеггер. Поворот// сборник М. Хайдеггер, «Время и бытие» (статьи и выступления) (М.: Республика, 1993)
5) ψυχή - греч. душа, бабочка
6) Владимир Бибихин. Хайдеггер: от «Бытия и времени» к «Beiträge» // Журнал «Герменея» №1 (1) 2009, с. 108
7) Мартин Хайдеггер. Вклады в дело философии.
От события. Перевод Э. Сагетдинова // Журнал «Герменея» №1 (1) 2009, с. 67
8)«Ах если б знать заранее» (469)/ Булат Окуджава. Стихотворения. Гуманитарное агенство «Академически проект», СПб, 2001 с. 457
9) «Тоска пустая» Владимир Музыкантов//Антология бардовской песни. Автор-составитель Р. Шипов - М.: Изд-во Эксмо, 2006 с. 162
10) Хайдеггер М. Закон тождества (перевод А.Л. Доброхотова) // в сб. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. - М., 1991., с 76-78 //Взято из статьи в этом сборнике Ю.Д. Бухаров ПО ХОДУ ВЕДУЩИХ СЛОВ: Da-sein и Ereignis в поэзии Мартина Хайдеггера
11) Пророк //Александр Сергеевич Пушкин, Собрание сочинений в десяти томах Том 2, с. 340
12) Евангелие, Ин.14:6.