Свидетели Истории... Национальная Сокровищница Ирана. Тегеран. (часть II)

Feb 16, 2015 21:00



Сегодня вторая часть моего рассказа о Национальной Сокровищнице Ирана. Первая здесь : http://manul78.livejournal.com/23610.html
Закончили мы на рубинах, продолжим столовыми предметами и кальянами... Как известно восточное гостеприимство не знает границ и всевозможные приёмы и празднества которые устраивали члены королевской фамилии требовали соответствующей обстановки.



Графин для воды, изготовленный в XIX в., и украшенный бирюзой и рубинами, охватывающими его в виде спирали





Какая восточная беседа без кальяна ?







Но ведь и кальян - кальяну рознь...



Кальян из скорлупы страусиных яиц и золота









Золотой кувшин, покрытый эмалью, с тазом для омовения рук







Вот кто-нибудь помнит как ЭТО называется ?  А ?  :)



Мармит (фр) это называется... Специальная емкость для сохранения тепла вторых блюд...

Далее Золотой графин, покрытый эмалью, с изображением птиц  В верхней его части изображены женщины. Этот предмет считается одним из лучших образцов иранской росписи по эмали.











Золотой подсвечник, украшенный бриллиантами, изумрудами, рубинами и «кисточками» из жемчуга и изумрудов.
Два таких подсвечника выставлялись по обеим сторонам Павлиньего трона, во время торжественных церемоний во дворце Голестан.





Золотой кувшин с розовой водой, покрытый эмалью и инкрустированный рубинами, бриллиантами и изумрудами.









Графин XIX в. Зеленая эмаль с жемчугом, рубинами и бриллиантами



Золотая курильница, украшенная эмалью, бриллиантами, корундами и изумрудами



Жемчуг...





Ожерелья...  Брилианты... Изумруды... Платина...

Ожерелье из платины, с большими желтыми и маленькими белыми бриллиантами (1967 г.)



Ожерелье из изумрудов, бриллиантов и жемчуга, изготовленное в 1967 г.



Ожерелье с бирюзой и бриллиантами, сделанное из платины (1960-е гг.)



Ожерелье Гарамоль Салтане, из золота и серебра с бриллиантами и изумрудами.



Ожерелье из золота и серебра, с бриллиантами, рубинами и корундами



Платиновое ожерелье с бриллиантами и изумрудами, изготовленное в 1967 г.







Жемчужные кисти из дясятков, а может и сотен тысяч маленьких жемчужин...



Сундук для сокровищ, покрытый эмалью с искусными персидскими рисунками династии Каджаров и цветочными узорами







Три броши с большими жемчужинами - черная жемчужина - в виде утки, а две белые - в виде двух лебедей

Знменитые на весь мир !   Высший пилотаж ювелирного искуства !









Корона Фатх-Али-шаха, известная как «Корона Киани» украшена бриллиантами, изумрудами, рубинам и жемчугом. Основный красный камень - корунд Аурангзиб. Корону изготовили во времена правления Фатх-Али-шаха, в 1797 г., и ею пользовались несколько шахов после него. Она стала первой короной, изготовленной после Сасанидской династии.



Достойна более подробного описания !



Ошеломительной для европейца особенностью т.наз. Кейянидской короны каджарских шахиншахов Ирана была ее неуникальность. Британский дипломат Джеймс Мориер вспоминал, что во время дворцового приема в 1809 году мог одновременно наблюдать одну корону на голове монарха, а другую - такую же! - в руках находившегося тут же придворного. Англичанин еще больше удивился бы, если б узнал, что таких корон не две, а больше: во всяком случае, в начале первой половины XIX века их существовало, должно быть, не меньше десятка - совершенно одинаковых по фасону и исполнению.

Еще неожиданней, что большинство этих венцов предназначалось не одному только государю Ирана: на нескольких групповых портретах, показывающих собрания у трона Фетх Али, короны, идентичные шахской, венчают головы принцев. Единственное, что отличает императорский экземпляр - прикрепленные к нему эгрет и черные перья цапли: только эти дополнения и возносят его над другими венцами-близнецами (позднее эта же практика перейдет на шапки попроще: приколотый - или нашитый - на обычную папаху эгрет будет выделять императора на фоне окружающих).



Выше и ниже: центральная часть многофигурного полотна, показывающего Фетх Али-шаха с придворными; это версия середины 1810-х гг. из коллекции Ага-хана (существуют аналогичная более ранняя, датируемая 1808 годом, и несколько отличная по композиции, созданная в 1830-40-х гг.; конечно, сходство изображенных персонажей с прототипами во всех случаях весьма условно).
    Непосредственно у трона стоят сыновья императора, одетые так же, как отец - и даже не менее щедро, чем он, «усыпанные» драцогенностями. Высокий красный тюрбан в сочетании с белым цветом одеяния отличает престолонаследника Аббас-Мирзу от прочих принцев. При этом кронпринц, разумеется, сохранял право на корону кеянидского типа; его портреты в ней известны (см. ниже) точно так, как и портреты самого Фетх Али-шаха в тюрбане. Очевидно, что украшение головного убора говорило о статусе его носителя больше, чем сам этот убор.



Ниже справа: считается, что на этом портрете работы неизвестного художника (создан на грани XVIII-XIX вв.; находится в экспозиции Музея искусств Грузии в Тбилиси) изображен юный кронпринц Аббас Мирза. Очень похоже на правду, если судить по атрибутам статуса: обычная для принцев корона дополнена эгретом, а в руке изображенного - булава того же типа, что у отца. Юноша выглядит почти как действующий монарх. Для полного сходства не хватает черных перьев при эгрете. Интересна звезда на левой стороне груди принца: она очень похожа на орденскую восьмилучевую, а ведь портрет создан задолго до учреждения Фетх Али-шахом первого иранского ордена Солнца. Впрочем, у звезды этой видна подвеска, что роднит ее с наградными - нагрудными и нашейными - портретами правящего шахиншаха: быть может, украшение платья на портрете условно изображает один из первых таких знаков.
      Слева - несколько более поздний портрет императора Фетх Али, иллюстрирующий упомянутое выше сходство облачений и атрибутики.



До наших дней сохранился единственный экземпляр каджарского венца, но раз прежде их было несколько, то, вообще говоря, и словосочетание «кейянидская корона» можно употреблять не как имя собственное, а как термин, обозначающий тип венца. С исчезновением корон-близнецов, сестринских по отношению к «старшей» (шахской), последняя обрела исключительность и ныне в одиночку носит имя Кейянидской. Достоверно судьба прекративших существование венцов неизвестна, но можно догадаться, что они попросту были разобраны "на запчасти".



Выше:
- слева - портрет Фетх Али, находящийся ныне в Лувре и принадлежащий, как полагают, кисти Михр Али; создан не позднее 1806 года, т.к. уже в начале 1807-го был отправлен шахиншахом Наполеону Бонапарту с французским посланником [Пьером-]Амедеем Жобером;
- справа - 43-й сын Фетх Али-шаха принц Яхъя: он родился в 1817 году, так что портрет, должно быть, написан еще при жизни его отца - в первой половине 1830-х (картина приписывается кисти Мохаммеда Хасана; хранится в собрании Бруклинского музея). Это один из немногих портретов каджарских принцев, где соприсутствуют такие высокостатусные знаки, как корона кеянидского типа и орден Льва и Солнца, медальон которого тщательно выписан художником.

C воцарением Мохаммед-шаха придворная помпа, культивировавшаяся его дедом, сдулась, и первым стал одеваться «попроще» (а парадно - пореже) сам монарх. Лишь отчасти это объясняется болезненной немощью правителя и - как следствие - сниженной дееспособностью (в т.ч. - к участию в церемониях); основной причиной смены стилистики при каджарском дворе было все же влияние внешнего мира и западной моды.

История Кейянидского венца заслуживает более подробного рассказа. Завершая эту заметку, ограничусь указанием на забавную деталь, пока не отмеченную исследователями. Еще Виктор Мин и Дуглас Тушингем, описывая государственную сокровищницу Ирана в середине 1960-х, указали на один из эгретов (он показан на фото ниже) как на особо любимый Фетх Али-шахом: драгоценность видна на нескольких портретах монарха, включая посланный Наполеону (см. выше). Курьез же состоит в том, что писавший их Михр Али неизменно воспроизводил эгрет в зеркальном отображении: «перья», в действительности загнутые вправо, на портретах шаха обращены влево, и - наоборот: крупный красный самоцвет в верхней части броши, смещенный влево, на портретах оказался справа. Зачем и почему с эгретом произведен этот странный "выверт", мы едва ли когда-нибудь узнаем.





Выше справа: фрагмент портрета Фетх Али-шаха в полный рост, выполненный Михр Али в 1809-10 гг. и находящийся в собрании Государственного Эрмитажа.

Что же до особого пристрастия шаха к этой драгоценности, то оно - если и вправду было - наверняка объясняется ее размерами: это самый крупный среди эгретов Фетх Али. Даже сейчас общая высота вещицы составляет почти 21 сантиметр, а прежде она была еще больше: как раз на портретах работы Михр Али хорошо видно, что в самом низу эгрета был укреплен обложенный бриллиантами крупный изумруд, позднее демонтированный (странно, что внимательные к мелочам Мин и Тушингем не сочли нужным в своей книге упомянуть об этом изменении).

Эгреты - съемные и непостоянные украшения Кейянидской короны. При Фетх Али-шахе она жила наиболее активной жизнью, так что и эгреты на ней менялись часто, будучи нацепляемы и сменяемы, вероятно, по собственному выбору монарха. После его кончины число церемоний, на которых императоры Ирана появлялись в короне, резко сократилось. Портреты или снимки, например, шаха Наср-эд-Дина в этом венце не известны вообще (а ведь он правил почти полвека); его преемники надевали корону крайне редко - по-видимому, только чтобы попозировать для официальных фотопортретов (конечно, она участвовала в коронациях, но на большинстве прочих церемоний императоры восседают в заурядных папахах, хотя и дополненных коронными драгоценностями - эгретами и брошами). К концу XIX века украшения Кейянидского венца «стабилизировались»: он и сейчас находится в Музее ювелирного искусства Ирана с двумя теми самыми эгретами, которые известны по фотографиям Мозаффер-шаха начала XX века.



Выше: император Мозаффер (слева) и наследовавший ему Мохаммед Али в Кейянидской короне: обратим внимание, что на ней больше нет черных, дополненных жемчужинками перьев, которыми любил украшать венец его создатель - Фетх Али-шах.







Ниже: Кейянидская корона Каджаров в своем нынешнем виде (фото 1966 года).





Сзади на фоне "Золотой Глобус" и Трон...  Всему своё время...





На сегодня я думаю хватит. Продолжение завтра.

жемчуг, фото, алмазы, репортаж, золото, люди, Персия, история, сокровища, изумруды, Тегеран, бриллианты, Иран, рубины, путешествия, серебро

Previous post Next post
Up