Мартин Скорсезе, Масахиро Синода и христианство в Японии

Jul 31, 2014 21:06

Кинорежиссер Мартин Скорсезе приступил к съемкам фильма о миссионерах-иезуитах, прибывших в XVII веке в Японию, сообщается в новостях. Его фильм будет называться "Silence" ("Молчание") и снимается по мотивам романа, 1966 года японского католического писателя Сусаку Эндо.

Японский писатель Сюсеко Эндо, роман которого "Молчание" собирается экранизировать Мартин Скорсезе, писал о трудностях, связанных с распространением в Японии христианства. По этому роману уже есть одноименный фильм - его снял режиссер Масахиро Синода, и мне посчастливилось посмотреть его в гостях у Ани Чередниченко и Паши Бородина. Сюжет - двое португальских священников прибывают в Японию нести свет христианской религии и встречаются с репрессиями правителей, из-за чего они вынуждены скрываться и быть готовыми принять мученическую смерть.



Как пишет Александр Мещеряков в своей "Книге японских обыкновений" (которая у меня всегда под рукой в айфоне), первые португальские иезуиты высадились в Стране восходящего солнца в 1549 году, с этого времени отсчитывается начало "христианского века" в Японии. Японская христианская миссия просуществовала до 1614 года, когда японское правительство, и ранее не пребывавшее в большом восторге от иноверцев, полностью запретило религиозную деятельность европейцев. Основателем миссии был Франсиско Ксавье (1506-1552) - первый иезуит, высадившийся в Японии. Он написал первые письма о жителях этой страны и даже разработал специальный метод, которым должны были пользоваться его соратники для христианизации японцев.

Первое впечатление Ксавье о японцах было положительным: он считал, что высокий уровень образованности, склонность к логическому рассуждению и аналитический подход позволят сделать христианизацию этой страны вполне успешной. Однако были и препятствия - Ксавье сетует на укоренившиеся греховные обычаи, например распространенные гомосексуальные связи в среде и самураев, и монахов, языческие верования и аборты. Содомия особенно возмущала Ксавье, и он даже посмел обвинить в тяжком грехе одного из могущественных правителей рода Ямагути - Оути Еситака, за что тот выгнал священника из города, и вообще был страшный скандал, загладить который миссионерам удалось лишь с помощью дорогих подарков.

Из забавного: трудности поджидали миссионеров даже в именовании Бога: в первое время Ксавье по недоразумению использовал для его обозначения буддийский термин Дайнити, который, как потом выяснилось, обозначал вполне определенного бога, а именно Будду Махавайрочану. так что первые проповеди, получается, призывали верить в Будду! Однако когда ошибка всплыла, легче стало ненамного: Осознав оплошность, миссионеры ввели в обиход другое слово для обозначения Бога - португальское Deus. Но, к несчастью, произносимое японцами как "дэусо", оно было созвучно словосочетанию "дай усо", что означает "великая ложь". Впоследствии это совпадение активно эксплуатировалось буддийскими монахами, первыми забившими тревогу и заметившими, что христиане норовят активно вмешиваться не только в сферу религии, но и во внутренние дела страны. Против европейских священников настраивали и их недостаточная чистоплотность в быту, чуждые японцам пищевые привычки, а также суровость, граничащая с грубостью. А высокий профессионализм японцев в ведении дискуссий порой приводил рассуждения о христианстве в тупик.

Поэтому второй известный миссионер, Алессандро Валиньяно, в качестве "работы над ошибками" ввел правила политики Миссии, которых должны были неукоснительно придерживаться миссионеры. Среди них были, в частности, требования не вмешиваться во внутренние дела страны, не давать никаких советов правителям, а также следовать местным традициям в повседневной жизни и общении. После этого положение иезуитов улучшилось, однако все равно после смерти правителя, принявшего христианство, члены его семьи зачастую возвращались в лоно язычества.

В общем, так или иначе, к концу XVI века христианская религия начала попадать в немилость в глазах японских правителей, и в 1587 году объединитель Тоётоми Хидэёси наложил запрет на пребывание миссионеров в стране и начал притеснять верующих - они, по его мнению, сами притесняли не желающих переходить в христианство и разрушали синтоистские храмы. Его преемник Токугава Иэясу, основатель сёгуната Эдо, в 1612 году тоже запретил исповедание христианства в своих владениях, а в 1614 году распространил этот запрет на всю Японию. После этого японским христианам стало жить совсем несладко, и как раз об этой эпохе повествует роман Сюсеко Эндо "Молчание" - около 3000 японцев-христиан были замучены в правление Иэясу, множество попали в тюрьмы. Жители некоторых областей Японии должны были доказать, что они не христиане, наступив на икону или крест. Истинно верующие вынуждены были уйти в подполье.

Запрет на исповедание христианства был снят в Японии только в 1873 году, и сейчас это третья по распространенности религия после синтоизма и буддизма.
Previous post Next post
Up