Jun 16, 2014 00:17
В пятницу я была в кинотеатре "Факел" на презентации книги о Михаэле Ханеке, выпущенной издательством "Опустошитель". И после выступления ее авторов показали его ранний телефильм 1979 года под названием "Лемминги". На русском языке об этом фильме найти ничего нельзя, он не выходил на дисках и вообще никак и нигде. Вчера его показывали на пленке 35 мм. Информацию о фильме я искала, когда думала, стоит ли идти, и хотела почитать парочку рецензий. Однако нижеследующий текст о "Леммингах" Ханеке будет, похоже, первым в Рунете. Перевод фильма на русский язык сделали сотрудники "Факела".
Так как очень маловероятно, что этот фильм кто-нибудь будет смотреть, я позволю себе немного поспойлить. Итак, действие происходит в австрийском городке в 1959 году, а снят он в 1979-м. То есть, режиссер переносится в нем в годы своей юности (родился он в 1942 году). Это время, с одной стороны, уже не совсем послевоенное, и западные страны вовсю купаются в "экономическом чуде", с другой стороны - близка сексуальная революция 1960-х. Этакая свободная вполне сытая жизнь - и именно такой жизнью живут подростки и их родители, показанные в фильме. Внешне, что характерно, наверное, и для Америки тех годов, и для развитых западных стран, нет поводов для печали, у всех все хорошо, все хорошо устроены. Но в приближении в каждой семье вдруг выясняется "скелет в шкафу" - сюжет вроде бы тривиальный, но интересно, как Ханеке в своем раннем фильме, воспользовавшись этой идеей, исследует чувство любви и грань между нормой и отклонением (здесь я не могу вспомнить нужное слово, которое я много раз употребляла, характеризуя героиню "Пианистки", пусть пока будет так). Эти исследования режиссер продолжит в своих более поздних фильмах.
Старшие школьники ходят друг к другу подтягивать латынь, устраивают веселые вечеринки, болтают о всяком... Но параллельно оказывается, что один мальчик имеет любовную связь с женой своего учителя, другой - по вечерам мирно играет с сестрой на пианино и виолончели, а после - на пару с ней разбивает палками чужие автомобили и собирает коллекцию из сбитых с капота значков мерседеса. Девочка, отдавшаяся по большой любви своему однокласснику, беременеет и вынуждена оставить школу. А вот ее друг выступает самым разумным из всей этой компании - он решает жениться на ней, и вообще ведет себя как взрослый человек, в отличие от других героев фильма. Кинокритик, выступивший после просмотра, сказал, что фильм очень биографический и "разумный" юноша это по сути сам Ханеке, а остальные - его ипостаси, осуществившие его тайные желания. Фильм и заканчивается сценой с этим школьником, который даже выглядит старше своих сверстников. Мне эта мысль понравилась, и еще одна: о грядущей эпохе хиппи именно этот герой как бы напоминает, обращая внимание другой девушки на иллюзии - потом они войдут в моду, а в тот момент он говорит об иллюзии движения назад пассажира, сидящего против хода поезда.
А что касается исследования чувства любви - в этом фильме подростки начинают его нащупывать, и зритель невольно задается вместе с героями фильма вопросом, любовь ли это - интрижка со взрослой женщиной, и останется ли любовь прежней, если переспать? А на вопрос, зачем она крушила автомобили, девочка не может дать внятного ответа - "Это было весело", это к вопросу грани нормы и отклонения.
Ну и о названии фильма. Отец одного из школьников объясняет, что лемминги это такие грызуны, которые следуют всем стадом к обрыву и падают с него в реку, совершая самоубийство. На самом деле это миф, никакого самоубийства лемминги никогда не совершают, но это представление было распространено с начала XX века и хорошо подходит к характеристике молодежи, которую дает отец одного из героев - в том смысле, что они "берут от жизни все", а когда приходят к тупику, норовят убить себя. Покончить с жизнью хочет и беременная девушка, но ей мешает случайность. В общем, все эти дети - "лемминги", однако некоторые избежали этой участи, взявшись за ум. И исход фильма оптимистичный - сестра убившегося брата едет в Вену, чтобы начать там новую жизнь, альтер-эго Ханеке собирается жениться, а герой-любовник заводит себе подругу-сверстницу. Мне фильм понравился в том числе и как отражение того времени. Было бы интересно посмотреть вторую часть фильма, но не знаю, как ее найти.