После окончания презентации собрания фильмов Иоселиани мы поехали в ЦДХ на открытие ретроспективы чешского кино «Золотые шестидесятые». Открывалась ретроспектива первым фильмом Веры Хитиловой «Под потолком мешок, полный блох», составленным из 2-х 40-минутных фильмов - «Потолок» (1961, о манекенщице) и «Мешок, полный блох» (1962, о жизни молоденьких девчонок в женском общежитии). Первый фильм, кажется, снимался как документальная зарисовка о манекенщицах, и потом был доснят и смонтирован как художественный. Не очень внятная история о девушке, бросившей институт и работающей моделью. Молчаливой (за весь фильм она не сказала и двух слов, я всё прислушивалась - хотелось услышать её голос). Потерянной. Но по-своему свободной.
Меня он не вдохновил. А вот «Мешок» очень понравился. Прежде всего способом съемки. Во времена, когда еще не существовало видеокамеры, фильм снят в стиле «home video»: все происходящее как будто увидено глазами девушки Эвы (новенькой в общежитии) , за кадром всё время слышен её внутренний монолог, точь-в-точь также, как бормочут те, кто снимает на видеокамеру, и все эпизоды построены так, как будто камера - это её взгляд на мир, а люди реагируют на этот взгляд: подмигивают, заглядывают в глаза или, наоборот, молча посылают, что, мол, уставилась. Предметы тоже камера рассматривает так, как если бы это был взгляд человека, например, Эва впервые ночует в общежитии, и в темной спальне светятся только 2 больших окна в коридор, и Эва долго блуждает по ним взглядом - в темноте светлые пятна притягивают внимание. В конце мы увидим разворот камеры и впервые сможем увидеть лицо Эвы - совсем также, как при видеосъемке.
Для современного человека выглядит очень странным весь этот быт 60-х, отношения между людьми (мужчина выходит на танцплощадку и делает замечания - как нужно и как не нужно танцевать), но для меня всё это выглядит вполне абстрактно и совершенно неважно. Меня заворожил этот внутренний монолог и способ подачи простой в общем-то истории о влюбленной девушке, увиденной глазами постороннего человека.
Сегодня и завтра в Музее кино - ранний Милош Форман.