Aug 15, 2012 10:32
Я бы выделил три ипостаси данного понятия:
1. Труд - как удовлетворение жизненных (материальных) потребностей или то, что мы определяем функциями самовыживания и воспроизводства. Данная функция присуща всему живому, которое «трудится» чтобы выжить и дать новое потомство.
2. Труд - как удовлетворение духовных потребностей, каковой присущ высшим формам животного мира, и выражается не столько в духовных устремлениях, сколько в утолении информационного и эмоционального «голода». Примерами подобного труда являются, скажем, различного рода спортивные мероприятия, когда побегав на футбольном поле и заработав на этом деле изрядную кучу синяков и шишек, человек получает позитивный эмоциональный заряд на неделю-другую (примеры с чтением книг и поиском в интернете опускаю, как банальные). Также эту форму труда можно назвать саморазвитием, причем как физическим, так и интеллектуальным, каковое проявляется в животном мире (не только у человека) в виде игровых действий (можно сказать, что чтение книги - также игра, игра с воображением).
3. Труд - как форма накопления материальных благ. Подобная форма труда также присуща многим животным, и ее проявление связано в основном с сезонными колебаниями добычи пищевых ресурсов. Самая обычная мышь заготавливает на зиму продукты питания, что позволяет ей дожить до весны. Конечно, данная форма, проявляемая у человека, имеет более сложную причинно-следственную «конфигурацию», но об этом ниже....
Все указанные формы труда присущи каждому индивидууму без учета общественного влияния и его [общества] жизнедеятельности. Общественный же характер жизни человека вносит к ним существенные дополнения.
Если представить, что человек живет абсолютно один, то первая из указанных форм труда вырождается в «чистое» самовыживание (отсутствует труд на поприще воспроизводства). Но уже совокупность двух индивидуумов различного пола вносят в эту форму существенные поправки. Так появляется труд, направленный на воспроизводство - добыча пропитания для семьи, обустройство жилища для совместного проживания, элементарные подарки супруге для привлечения ее внимания и т.п. И уже здесь начинает проявляться такое понятие, как разделение труда, когда супруга занимается кормлением и воспитанием детей, тогда как за супругом закрепляются функции добычи пищи и всего, что можно было бы назвать безопасностью существования.
Общественная же жизнедеятельность человека влечет за собой появление еще большего круга трудовых обязанностей, каковые не выходят из рамок первой формы «самовыживание», а также ведет к еще большему разделению труда. Каждый этап, связанный с вхождением индивидуума в то или иное коллективное образование, требует постоянной «оплаты» за пребывание в нем. И совершенно неважно, что это за коллектив, каковы его цели или регламент деятельности. Начиная от ясель и детского сада и заканчивая партийной или государственной деятельностью, всё это требует от участника трудовых затрат в виде временных, физических и интеллектуальных усилий.
Еще раз отмечу, что речь не идет об исполнении трудовых обязанностей. До сих пор мы говорили именно о «самовыживании», каковое по мере вовлечения индивидуума в коллективные образования, начинает добавлять ему новые «довески» в трудовые затраты. Т.е для индивидуума - самовыживание, для семьи - трудовые затраты на воспроизводство, для коллектива - труд, направленный на сохранение коллектива, и, наконец, для общества - безопасность и сохранение общества.
Так, на высшем - общественном - уровне безопасность и сохранение общества оплачивается львиной долей налоговых сборов (конечно, если вести речь о «нормальном» обществе). Безопасность рабочего коллектива (коммерческой направленности) определяется полученной прибылью (сразу отмечу, что прибыль определяет развитие предприятия, но в современных условиях предприятие без развития - мертвое предприятие). И даже ребенок, посещая ясли, вносит свою трудовую лепту в его существование. Конечно, не без участия родителей, но и ему нужно рано встать, куда-то там идти, выполнять дурацкие требования воспитателей.... Это и есть трудовой вклад ребенка в «самовыживание» ясель.
В последнем случае весьма характерным будет и пример с разделением труда: ребенок - воспитатель. Как можно «ликвидировать» подобное разделение труда - ума не приложу!
Аналогичным же образом общественный характер деятельности человека добавляет новые виды трудового участия и во второй форме его деятельности - саморазвитие. Здесь также происходит деление на формы участия индивидуума в различных коллективных образованиях. Так уже было упомянуто саморазвитие предприятия, каковое происходит за счет полученной им прибыли, и каковая, в свою очередь, складывается из трудового вклада каждого работника.
Данная форма также как и предыдущая формируется из «уровневых» элементов: саморазвитие индивидуума, саморазвитие семьи, трудового (или иного) коллектива и в целом - общества. И каждый уровень требует дополнительного трудового вложения индивидуумов, находящихся (или даже сопричастных) на данном уровне.
Помимо подобного (уровневого) структурирования, можно также отметить и «вертикальную» градацию труда, направленного на саморазвитие. Т.е. можно выделить трудовые затраты, обращенные на профессиональный, карьерный и материальный рост индивидуума в трудовом коллективе/обществе. Во многом эти направления взаимосвязаны, но и их отличия достаточны характерны для более подробного изучения в дальнейшем.
Важнейшим отличием общественных видов саморазвития от индивидуальных является тот момент, что игровые формы сменяются вполне серьезным соревновательным принципом, крайние формы которого - войны и пр. - находятся за гранью разумного. Так, например, становление (саморазвитие) современного глобального мира, проистекавшего на фоне борьбы восточного и западного блоков, привело не только к разрушению одного из них, но и завело в экономико-политический тупик победителя....
И третья форма трудовой деятельности человека - накопление. Изначально проявившаяся как борьба с сезонностью и климатической неравномерностью, накопление в условиях общественной жизнедеятельности приобрело совершенно иной характер. Сразу отметим, что именно труд, направленный на накопление, позволяет говорить о рождении частной собственности. Результаты всех остальных форм деятельности либо банально проедаются, сгорают в процессе человеческой жизнедеятельности, либо носят виртуальный характер физического/интеллектуального развития. И лишь труд-накопление дает материальный остаток, каковой принадлежит только его исполнителю. Это и есть частная собственность.
Можно было бы предположить, что полученный материальный продукт принадлежит не исполнителю, а, скажем, его семье. Но, на мой взгляд, подобное не верно. Членам семьи также нужно приложить усилия (труд), чтобы получить доступ к этому продукту. И неважно, что сей «труд» может выражаться в ласковом взгляде или одобрительном похлопывании по плечу. Это - уже конечный итог взаимоотношений, а, вот, что было до этого, и какие усилия были приложены по завоеванию доверия... об этом история умалчивает....
Несмотря на то, что две первые формы труда - самовыживание и саморазвитие - являются первичными в процессе жизнедеятельности человека - именно они сформировали основную часть инстинктов и поведение человека, но именно труд-накопление позволил ему перейти к общественным формам существования. Можно ли представить труд, скажем, кузнеца вне общества (рода)? Нет! Инстинкт самовыживания и постоянная необходимость добычи пищи не позволят ему перейти к кузнечной деятельности! Нужно, как минимум, быть уверенным в том, что продукция трудовой деятельности не окажет негативного влияния на нужное количество пищи в доме. И никакое «игровое» саморазвитие с молотом и наковальней не позволят этому индивидууму переступить черту.
Другими словами, процесс разделения труда возможен лишь там, где существует некое экономическое пространство, в котором результаты собственного труда всегда можно преобразовать в жизненно необходимую продукцию.
И уже это экономическое пространство образуется на основе обменных операций результатами труда-накопления - частной собственностью.
Т.е. можно сделать вывод, что общество - это множество взаимосвязей индивидуумов и их коллективных образований, организованных на основе различных форм использования принадлежащей им частной собственности.
Также можно отметить, что именно труд-накопление породил одну из основных функций денежного обращения - отложенный платеж, каковая и явилась прародителем понятия «капитал» и «капитализм».
3 формы труда,
труд,
общество,
экономика,
челоек