РАФАЭЛЬ САНТИ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

May 05, 2011 10:32


КАТАЛОГ



Рафаэль Санти| «Афинская школа» |1509|фреска фрагмент |Ватикан, Рим

Как я уже говорил, в 1508 г. Рафаэль стараниями Браманте переезжает в Рим. Станцы Ватикана, которые Рафаэлю надлежало расписывать, представляют собой сравнительно небольшие залы, расположенные друг за другом три комнаты небольших размеров, примерно 8 на 10 метров.




Станца делла Сеньятура| Общий вид|.1510-1511| Ватикан. Рим

За ними закрепились следующие названия: «Станца делла Сеньятура» («Зал Подписей»), которую он расписывал первой. Относительно функционального назначения этого зала до сих пор идут споры. Есть сведения о том, что папа подписывал в нем официальные документы, буллы, послания. Здесь к ним прилагалась традиционная свинцовая папская печать. Говорят также, что это название условно, что, возможно, здесь хранилась часть папских коллекций и располагалась библиотека, хотя для библиотеки этот зал не очень удобен. Живопись начинается на стенах достаточно низко, и довольно трудно себе представить, как в этом зале располагались книжные шкафы. Это, пожалуй, единственная из трех Станц, которая удержала за собой название, не связанное с живописью Рафаэля. Потому что следующая по времени «Станца дель Элиодоро» названа так по сюжету одной из фресок Рафаэля - «Изгнание Илиодора из храма». И третья Станца, «Станца дель Инчендио» («Зал Пожара»), названа тоже по одной из фресок Рафаэля - «Пожар в Борго». Пожалуй, это последний зал, над росписью которого Рафаэль работал собственноручно. Остальные будут расписываться его учениками. Как например роспись четвертой Станцы, целиком принадлежащая его школе.
В Ватикане, кроме Станц, Рафаэль будет руководить и росписью Ватиканских Лоджий, галерей второго этажа (одной из застекленных сторон, которой галерея выходит на гору Бельведер), но их тоже расписывали ученики по эскизам и композиционным наброскам Рафаэля на сюжеты, взятые в основном из Ветхого Завета.
В целом, Станцы Ватикана расписывались с 1508 по 1518 год, но Рафаэль принимал непосредственное участие в их росписи в 1508 - 1512 годах. Это случайно, но показательно, что время работы Рафаэля над росписями Станц в точности совпадает со временем работы Микеланджело над Сикстинским потолком, - четыре года. Эти два гения Ренессанса работают рядом. Это ведь и территориально очень близко - в Сикстинскую капеллу можно перейти из папского дворца. Сикстинская капелла - это личная дворцовая капелла папы. Мы мало знаем об отношениях Микеланджело и Рафаэля, но таких встреч, как у Микеланджело и Леонардо, у них не было. Можно только предполагать, что Микеланджело очень свысока относился к Рафаэлю, не то чтобы как к выскочке, но как к скороспелому таланту; «наш шустрый мальчик», - как он не дословно, но именно с таким оттенком называл Рафаэля.

виртуальный обзор Сикстинской капеллы на сайте Ватикана

Станцы Ватикана не очень удобны для росписей, потому что они прорезаны, иногда ассиметрично, окнами, есть в них и камины, не все площади одинаково приспособлены для фресок. И Рафаэль в большинстве случаев выходит из положения, превращая эти затруднительные обстоятельства в дополнительные средства выражения. Он обыгрывает расположение фигур на разном уровне, как например во фреске «Парнас», мы увидим ее подробнее чуть позже. В других случаях, как во втором зале, во фреске «Месса в Бользене» он будет обыгрывать ассиметрию расположения окна, когда поневоле придется сдвигать массы в одну сторону, потому что одна плоскость стены шире, чем другая. Словом, композиции, найденные Рафаэлем, необычайно богаты и разнообразны. Еще раз повторю, что они не являются выдумкой ради выдумки. Рафаэль замечателен еще и тем, что свою врожденную композиционную находчивость он всегда прячет. Поэтому его смелые, оригинальные, новаторские решения всегда выглядят в высшей степени естественно. Этого не понимала его школа, этого не понимали и не будут понимать римские маньеристы, вышедшие из мастерской Рафаэля и научившиеся у него многим вещам. У нас всегда будет ощущение, что оригинальность композиции, ее необычность, нестандартность, острота приемов, - все это сделано ради необычайности эффекта. Всегда будет понятна новизна приема, которая так или иначе будет выступать на первый план и даже подчеркиваться. Рафаэль всегда прячет прием, всегда затушевывает его ради естественности выражения, что и создает в конечном счете небывалое ощущение гармоничной, естественной простоты его работ.

«Станца делла Сеньятура» («Зал Подписей»)


"Диспут"Альбом: Рафаэль

"Афинская школа"Альбом: art gallary (репродукции)


"Парнас" Альбом: Рафаэль. Станцы Ватикана


"Торжество права"Альбом: Рафаэль

Иконографически в этом зале в пяти фресках представлены четыре важнейших дисциплины, или отрасли человеческого знания. «Диспут о причастии» - это теология, богословие. Знаменитая фреска «Афинская школа» - это светская философия, естественная философия и природа этики, которые тоже причислялись к кругу философских наук. «Парнас» - это царство поэзии, шире говоря, царство искусства, потому что и музыка тоже представлена на Парнасе, горе искусства. И, наконец, две небольшие, намного меньше по своим размерам и вертикальные по формату фрески, которые намного реже репродуцируются, чем «Афинская школа» или «Диспута». Они расположены по сторонам окна и изображают символы Права и Юриспруденции. Во времена Рафаэля было два типа Права: каноническое, то есть церковное право, и светское. Точнее, церковное право и светское правосудие. Во фреске, символизирующей каноническое, церковное право, изображен папа Юлий II, дарующий свои декретарии.
В «Станца делла Сеньятура» воплощена квинтэссенция гуманизма, прославление достижений человеческой мысли в разных сферах деятельности: творческий гений человека, гений науки и искусства - науки философской, как царицы земных наук, и искусства с фигурами поэтов от Гомера до Данте и, возможно, современника Рафаэля Ариосто.



«Диспут»|1510-1511|фреска|Станца делла Сеньятура|Ватикан|Рим

Первая фреска, которую он написал в «Зале делла Сеньятура», - это «Диспута», или «Диспут о причастии». см. отдельную публикацию.



«Афинская школа» |1509 |фреска |Станца делла Сеньятура, Ватикан, Рим

Название следующей фрески - «Афинская школа» дано не самим Рафаэлем. Первоначально она, видимо, называлась просто «Философия». «Афинская школа» - название не вполне соответствующее изображенному, потому что здесь кроме афинских философов много и тех, кто никогда не бывал в Афинах. см. отдельную публикацию.



«Парнас» |1509 |фреска |Станца делла Сеньятура,Ватикан, Рим

Фреска под названием «Парнас» представляет собой еще один вариант, изображающий идеальное собрание. На сей раз это не богословы и не профессиональные философы, а поэты, воплощающие идеальное царство слова и музыки. Аполлон музицирует на скрипке, его окружают музы, справа и слева стоят или поднимаются поэты, которые узнаются благодаря то ли атрибутике, то ли самому характеру образа. Величественный, с несколько отрешенным видом, слепой Гомер, коронованный лавром, полулегендарная Сафо, древнегреческая поэтесса. Здесь присутствуют, как я уже говорил, и поэты, по времени более близкие к Рафаэлю. Может быть, эта фреска не обладает такой степенью почти гипнотического внушения, чувством цельности, как «Диспута» и особенно «Афинская школа», но это одно из самых искренних, одно из самых возвышенных славословий в честь поэтического творчества во всей художественной культуре Ренессанса.Отдельной публикации пока нет (будет!:)), но можно почитать о "Парнасе" у коллег
Окончание следует

Вадим Клеваев. Лекции по истории искусств.К., "Факт", 2007

Станцы Ватикана, высокое Возрождение, лекции, италия, Рафаэль

Previous post Next post
Up