ДЖОРДЖОНЕ ДА КАСТЕЛЬФРАНКО. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Mar 03, 2010 13:15


КАТАЛОГ


Альбом: Картинки
«Поклонение волхвов». 1505-1510 гг. Дерево, масло, Национальная Галерея искусства, Вашингтон

Гениальное новаторство Джорджоне проявилось и в том, что в его творчестве, впервые в истории европейской живописи, природа, ландшафт, в котором изображен человек, выступает не как фон, более или менее приспособленный к сюжету, не как аккомпанемент, а как реальная среда, составляющая с героем единое целое. Иногда они создают даже своеобразный контрапункт, звучат как самостоятельные темы, которые развиваются, пересекаются, дополняют друг друга. Такое видение природы, ее роли в структуре произведения требовало перестройки колористической манеры. Джорджоне - один из лучших колористов итальянского искусства. Опираясь на опыт предшественников, он выработал своеобразный вариант письма, пользуясь тончайшими нюансами света и тени. Вазари считал, что это сфумато Джорджоне позаимствовал у Леонардо да Винчи, но уже Марко Боскини в книге «Carta del navegar pittoresсo» (Venezia,1660)* возражал ему, отстаивая независимость венецианского художника.
________________________
* Книга Марко Боскини описывала историю венецианской живописи в стихах и представляла собой своеобразную карту, с помощью которой читатели могли путешествовать по стране искусства.


Действительно, речь может идти не о заимствованиях, а о специальных решениях колористических задач. Кроме того, «если у Леонардо это скорее градации светлого и темного, тончайшая растушевка формы, то у Джорджоне сфумато носит особенный характер - это как бы микромоделирование объемов человеческого тела тем широким потоком мягкого света, который заливает все пространство картин» **. Произведения Джорджоне, как правило, небольшого размера. Их камерность как бы подчеркивает интимность мировосприятия, очерчивает его эмоцианальный диапазон, в котором нет места пышной риторике, а все основано на полутонах, на изменчивости чувств, которыми охвачены персонажи художника.
____________________________________
** Ю.Колпинский. Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей. - В кн. Всеобщая история искусств, т.III.М.,1962, с.252.


Альбом: Картинки
«Юдифь». Ок.1504 г. Холст, масло, Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Если теперь попробовать в хронологической последовательности дать сжатый обзор творчества Джорджоне, то придется признать, что наиболее темными остаются ранние годы. К числу его первых работ традиционно относят полотна «Испытание огнем» (Уффици, Флоренция) и «Поклонение волхвов» (Национальная галерея, Вашингтон). В этих произведениях еще много от минувшего XV века, это ощущается и в большом количестве деталей, и в определенной повествовательности, и в несколько искусственном построении пейзажного фона. Впрочем, отдельные образы уже предвещают будущую уверенность и грациозность линий, своеобразную мечтательную самоуглубленность героев будущих полотен художника.
Зрелый период творчества открывает эрмитажное полотно «Юдифь», исполненное, вероятно, в самом начале 1500-х годов. Тут еще можно отметить некоторые отголоски архаичного стиля (например в рисунке нервно изломанных складок одежды), но образ в целом созвучен идеальным представлениям о красоте, присущим Высокому Возрождению. Джорджоне не иллюстрирует действием легенду о подвиге Юдифи, как это обычно делали художники до него, он создает образ, лишенный повседневного. Только голова Олоферна и тяжелый меч в руке героини свидетельствует о драматизме сюжета. Юдифь побеждает без борьбы, как будто только силой своей незамутненно чистой души.


Альбом: Картинки
«Мадонна Кастельфранко». Ок. 1505 г. Дерево, масло, Собор Кастельфранко, Венето.

«Мадонна Кастельфранко» - алтарный образ, написанный художником для собора своего родного города (по заказу кондотьера Туцио Констанцо), хранящийся там и поныне, - единственная достоверно датированная картина художника. Она относится к 1504году. Кроме того, это единственный в его творчестве пример решения религиозной темы. В основе композиции «Мадонны Кастельфранко» лежит тип так называемой «Sacra Conversazione» («Священная Беседа»), особенно популярный в Венеции и в свое время виртуозно разработанный Дж.Беллини. По бокам Мадонны с младенцем, которая сидит на высоком троне, стоят святые Франциск и Либерале (покровитель Кастельфранко). Три фигуры образуют четкий треугольник, вертикаль полотна разделена высоким парапетом в пропорции, близкой к «золотому сечению», а горизонтальные плоскости пола и нескольких ярусов пьедестала, на котором стоит трон, поднимаясь вверх, создают внутренний размеренный и торжественный ритм.

венецианская живопись, Джорджоне, лекции, италия

Previous post Next post
Up