ДЖОРДЖОНЕ ДА КАСТЕЛЬФРАНКО. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Mar 02, 2010 14:29


КАТАЛОГ
Эта статья Вадима Клеваева была опубликована в журнале «Образотворче мистецтво», 1978, №3 («Джорджоне да Кастельфранко до 500-річчя я з дня народження художника») и вошла в книгу "Лекции по истории искусства".


Альбом: Картинки
Автопортрет. Бумага на дереве. Музей Изящных Искусств, Будапешт.

Биография Джорджоне да Кастельфранко известна нам гораздо хуже, чем жизнеописания других великих мастеров итальянского искусства эпохи Высокого Возрождения. Некоторые общие сведения сообщают его первые биографы - венецианский меценат Маркантонио Микиель и Джорджо Вазари. До сих пор не существует единого мнения относительно года рождения художника. Вероятнее всего, эта дата выпадает на 1478 год. Джорджо Барбарелли (прозванный Джорджоне, то есть «великий Джорджо», за богатырскую фигуру и душевное благородство, как утверждает Вазари), выходец из городка Кастельфранко, который был расположен на территории тогдашней Венецианской республики. Наверное, в Венецию он переехал довольно рано и попал в живописную мастерскую Джованни Беллини, которая была в то время одним из художественных центров Северной Италии.

Современники свидетельствуют об артистичности натуры Джорджоне. Вазари отмечает его музыкальность. Благодаря мастерской игре на лютне и умению петь Джорджоне постоянно приглашают участвовать в концертах и в праздниках, которые устраиваются венецианскими патрициями, несмотря на то что по происхождению он не богат и не знатен. Известно, что его семья испытывала лишения. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г., во время эпидемии чумы в городе. Одна из легенд говорит, что он заразился, ухаживая за возлюбленной, которую не покидал до самой ее смерти. За свою недолгою, но полную творческого горения жизнь Джорджоне создал гораздо больше того, что дошло до нас,. Не сохранились, например, его фрески на Fоndaсо dеі Теdеsсhі ("немецкое Подворье" - ит.), которые современники считали наивысшим художественным достижением мастера. Сегодня можно назвать не более десяти полотен, безусловно принадлежащих кисти Джорджоне, а еще столько же приписывается художнику разными исследователями с большей или меньшей степенью вероятности. Но и это небольшое наследие обеспечило Джорджоне да Кастельфранко одно из самых почетных мест не только среди художников Возрождения, но и в истории мирового искусства.


Альбом: Картинки
Три возраста. Дереао, масло, Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция.

Творчество Джорджоне выпадает на недолгий, но наиболее яркий период эпохи Возрождения. Начало XVI в. ознаменовалось бурным развитием культуры во всей Италии, в том числе и в Венеции. Усилиями художников предыдущего века реальный мир был освоен, подробно изучены многие его физические свойства. Завоевания в области передачи объема, научно обоснованных законов перспективы, а также развитие гуманизма - учения про исключительное, доминирующее положение гармонично развитого человека в мироздании, - все это привело к углублению концепции личности в искусстве, выдвинуло на первый план и сделало актуальным создание такого художественного идеала, в котором приметы времени органично соединялись бы с высокими критериями красоты, морали, достоинства человека перед лицом мира, времени, природы. Эта проблематика, составляющая сущность искусства Джорджоне и его великих современников в Венеции и в других областях Италии, каждым из них решалась по-своему. Если для Леонардо да Винчи главным было воплотить идею интеллектуальной свободы человека, если Микеланджело за отправную точку создания идеального образа избрал способность к действию, а Тициан искал гармонии в неразрывном единстве чувственного и духовного, то Джорджоне нашел свой собственный путь.


Альбом: Картинки
«Испытание огнем». Ок.1505. Дерево, маслo. Галерея Уффици, Флоренция.

На первый взгляд может показаться, что Джорджоне последовательно развивал художественные открытия Беллини, усвоив основные черты мировоззрения старшего мастера, характерное для него отношение к образу. Действительно, в произведениях Джорджоне отсутствует активное действие, в них отчетливо ощущается лирическое начало. Однако более внимательные наблюдения открывают нам глубокое отличие мироощущения Джорджоне, иное представление о том, как возникает совершенное единство человека и окружающего мира.
Образный строй его произведений намного сложнее, чем у Беллини. В них нет оттенка абстрактной надличностности. Его герои неуловимо несут в себе черты неоднозначности художественных характеристик, что придает даже идеализированным образам черты особой индивидуализации. Она достигается мастером разными способами. Иногда она обусловлена исключительной смелостью в решении самого сюжета («Спящая Венера»); а иногда возникает из ненавязчивого сопоставления типажей ( «Три философа»); иногда ощущение какой-то недосказанности, неоднозначности ситуации («Гроза») создает впечатление уникальности изображенного события. В исследованиях, посвященных Джорджоне, часто отмечается, что он - первооткрыватель живописи нелитературной, такой, когда ее воздействие мало зависит от развития сюжета, а определяется именно живописными, колористическими качествами произведений. Последние становятся не только определяющим фактором создания образного строя полотен, но и приобретают смыслообразующее звучание, выражают миросозерцание художника. В сюжетах его картин немало аллегорического, встречаются детали, которые сегодня нелегко расшифровать, поскольку мы не всегда можем точно определить источники, из которых мастер черпал темы для своих произведений. Возможно, что и в таких, как будто совершенно «ясных» в отношении сюжета полотнах, как «Сельский концерт», смысловая программа формально обусловлена аллегорией. Однако разгадывание скрытых аллюзий и символов не может существенно обогатить эстетическое воздействие картин Джорджоне. Они выражают сложнейшие оттенки настроений с помощью самой живописи.

венецианская живопись, Джорджоне, лекции, италия

Previous post Next post
Up