ГУГО ВАН ДЕР ГУС. "АЛТАРЬ ПОРТИНАРИ". СИМВОЛИКА ЦВЕТОВ

Mar 22, 2009 18:08

КАТАЛОГ
Ох, как надоела зима! Следует что-то предпринять.Будем "думать цветы")

О символике цветов в "Алтаре Портинари"


Альбом: Символика цветов

Центральной работой Гуго ван дер Гуса и одним из самых значительных произведений нидерландского искусства второй половины XV в. мы вправе считать знаменитый «Алтарь Портинари», вошедший в историю под именем заказчика.
Отвергнутая на заре христианства античная символика цветов,обрела новые значения и новые смыслы в искусстве позднего средневековья,затем Возрождения и достигла совершенства в "цветочном натюрморте" XVII века


Фрагмент лекции В.К. мы дополнили цитатами из замечательной статьи Натальи МАРКОВОЙ
"О символике цветов в классическом искусстве"



Альбом: Символика цветов
Нидерланды|ГУГО ВАН ДЕР ГУС ок.1436-1482|« Алтарь Портинари» 1476-1479| дерево, масло| Галерея Уффици | Флоренция

"Для первых христиан роза как атрибут порочного и развратного Рима служила символом гибели и смерти. Тертуллиан написал строгое послание против употребления венков из роз, а Климент Александрийский почитал грехом увенчивать голову таким венком. После падения Римской империи в эпоху раннего христианства цветы как декорация и сюжеты для живописи были отвергнуты, и вместе с тем пришла в упадок культура цветов и садов.
Новый импульс для развития был получен в VIII в. при Карле Великом. Во время крестового похода в мавританскую Испанию император увидел арабские сады, в которых каждый цветок имел свое значение - языком цветов пользовались жены в гареме. ... В этих восточных садах император узрел воистину прообраз рая небесного на земле. Декретом 795 г. Карл Великий повелел разбить в своих замках, а также и в монастырях сады и посадить в них лекарственные растения, овощи и фрукты, а также цветы - розы, маки, лилии и ирисы, и таким образом заложил основы европейского садоводства.
Примерно в то же время началось развитие христианской символики цветов и языка цветов. По прошествии веков красота цветов покорила святых отцов, и лучшие растения стали ассоциировать с Девой Марией, Христом и святыми. В сохранившемся описании монастырского сада в Германии того времени его автор выделил “два цветка, особенно любимых и снискавших восхищение, которые веками стоят как символы величайших сокровищ церкви - роза, символ пролитой крови мучеников, и лилия - сияющий символ веры”.

Тексты Библии давали пищу христианским мыслителям для построения символических конструкций и аллегорий. В стихах псалмов, в пророчествах Исайи, на страницах Нового Завета повторяются слова, уподобляющие жизнь человеческую траве. “Что до человека, его дни, как трава, он цветет не долее, чем цветок на поле. Ветер прошел над ним - и нет его, и место, где он был, неизвестно” - эти стихи из псалма 103 на многие века стали впечатляющим образом бренности и скоротечности земной жизни. Поскольку слава мирская и блага земной жизни тленны и эфемерны, цветок в христианском искусстве также является символом пустоты (по-латыни vanitas) - пустой суеты в достижении богатства и почестей.
Вместе с тем слова пророка Исайи о ростке от корня древа Иессеева и о цветке, который даст этот побег, истолковывались теологами как пророчество о Деве Марии и Христе. Обычной метафорой у христианских писателей стал образ Христа - прекраснейшего из цветов, и это способствовало оправданию природы и восприятию ее в положительном смысле. Красота цветов становилась подтверждением того, что мир создан Богом".

Символическое значение приписывалось цветам по ассоциации с разными признаками - с формой, цветом, по созвучию с названием цветка, по месту произрастания. Все белые цветы означали чистоту и непорочность, в особенности белые розы и лилии, красные цветы были символом Страстей Христовых (особенно розы), крови, пролитой святыми и мучениками. Цветы всех оттенков синего, голубого, сиреневого - колокольчики, васильки, фиалки, ирисы, незабудки - напоминали о небесной синеве.
Аквилегия (водосбор), чьи лепестки отдаленно напоминают голубя, считалась символом Святого Духа, а ее трехчастные листья символически соотносились со Святой Троицей, так же как земляника и маргаритка благодаря форме своих листьев, а анютины глазки - цветов.
Незабудка уже своим именем напоминала о необходимости размышлений о божественных сущностях."


Альбом: Символика цветов

Натюрморт на переднем плане центральной части алтаря - один из самых совершенных натюрмортов в нидерландской живописи XV века. Если не знать, что это фрагмент большой композиции, то может показаться, что перед нами совершенно законченный натюрморт, хотя он еще не оформился как самостоятельный жанр в искусстве. Нельзя не отметить великолепное материальное письмо сосудов. На первом плане изображена испано-мавританская ваза, так называемый «альбарелло», с огненной лилией. Толстые стенки, характер росписи, фактура поверхности фаянса переданы с великолепным вкусом и ощущением достоверности. Замечательно написана вода в другом сосуде, а ведь художник наносит всего лишь несколько белильных мазков поверх темной краски, а у нас возникает ощущение абсолютной достоверности, ощущение холодной влаги, сверкающей в этом сосуде с неострыми гранями.
Лилии, ирисы, колокольчики, гвоздики написаны очень точно и в то же время очень поэтизированы. Эти цветы несут в себе еще и символический смысл - христологический и мариологический. Красная лилия - традиционный символ крови Христовой так же, как и гвоздика.
Белая лилия - символ чистоты Богородицы, ее традиционно изображали в руках архангела Гавриила в сценах "Благовещения".


Гуго ван дер Гус.«Алтарь Монфорт». Альбом: Символика цветов


Гуго ван дер Гус.«Алтарь Монфорт».Фрагмент. Альбом: Символика цветов


Гуго ван дер Гус.«Алтарь Монфорт».Фрагмент Альбом: Символика цветов

А.Дюрер.Ирисы. Альбом: Символика цветов

Ирисы считаются символами Христа, а иногда и Богоматери, не столько из-за цветков, сколько из-за формы листьев, которые напоминают лезвие меча. В народе ирисы называют еще и мечелистами. Ирисы могут символизировать мечи, пронзающие Иисуса, или мечи, пронзившие скорбящую Богоматерь. И на Западе, и у православных есть тип изображения Мадонны - «Мадонна всех скорбящих» с семью мечами, пронзающими сердце Богоматери.
Неслучайно рисунки ирисов и лилий особенно часто встречаются в альбомах натурных зарисовок, например, рисунок ирисов Дюрера или лилии из альбома Леонардо да Винчи.
Темные колокольчики - символ семи скорбей Марии. В католической традиции эти мотивы более развиты, чем в православной, хотя тоже присутствуют. Католики почитали семь радостей и семь скорбей Богоматери. Радостные события, связанные с ней (от Благовещения до Вознесения), и горестные (от первой потери двенадцатилетнего Иисуса в Иерусалиме до Голгофских событий). У нас есть тоже некоторая аналогия - цветы дельфиниума тоже синевато-лиловые, они похожи на колокольчики, хотя и не относятся к этой разновидности. Дельфиниум в народе называют «богородицины слезки».
У Гуго ван дер Гуса эта символика присутствует так же и в так называемом «Алтаре Монфорт». (Вадим Клеваев "Лекции...")


Витторио Карпаччо. "Рыцарь". Альбом: Символика цветов


Альбом: Символика цветов

Альбом: Символика цветов

Альбом: Символика цветов

Ирисы, лилии, незабудки в "Рыцаре" Витторе Карпаччо.


Леонардо да Винчи."Благовещение". Альбом: Символика цветов


Альбом: Символика цветов

Альбом: Символика цветов

Лилии в "Благовещении" Леонардо да Винчи

"В сценах, связанных с Девой Марией - в Благовещении или Рождестве, - появляются и первые букеты. Они объединяют основные посвященные ей цветы в символический “букет добродетелей Девы Марии”. Мастер Благовещения из Экса написал такой букет из красной розы жертвенности, лилии девственности и ириса страданий на первом плане алтаря “Благовещения”. От букета - детали, хотя и многозначащей в фигурной композиции, до букета - самостоятельного предмета изображения оставался один шаг, и его сделал нидерландский художник Мемлинг, написав первый цветочный натюрморт на обороте мужского портрета в маленьком триптихе, где центральную створку с изображением Марии с младенцем обрамляли портреты четы донаторов (1490).


Альбом: Символика цветов

В нише на персидском ковре, покрывающем стол (а скорее алтарь), Мемлинг изобразил фаянсовую вазу с монограммой Христа (HIS) с букетом из лилии, ириса и колокольчика. В закрытом виде на створке перед молящимся представала не религиозная фигура, как обычно, а ее символ, выраженный в виде изящного цветочного натюрморта. Ниша есть знак сакрального пространства, ваза, как указывает монограмма, символизирует Христа, который есть “сосуд жизни вечной”, чистотой (лилия) и страданием (ирис) победивший смерть (колокольчик-аквилегия был символом победы жизни над смертью).

Это одно из ярчайших проявлений скрытого символизма нидерландской живописи XV в., достигшей высочайшего совершенства в воплощении сакрального смысла в религиозной картине при помощи точно выбранных и предельно правдоподобно переданных предметов окружающего мира." (Наталья МАРКОВА "О символике цветов в классическом искусстве").

Гуго ван дер Гус, гербарий, северное Возрождение, лекции, "Алтарь Портинари", нидерланды

Previous post Next post
Up