О МУЗЫКЕ НЕБЕСНОЙ И ЗЕМНОЙ. Часть 3

Jun 19, 2008 08:47

СТРАШНАЯ ВЕЩЬ - МУЗЫКА

"- Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете?! -
вскрикнул он. - У!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка".

Поздние повести Толстого. Это уже когда его местным дурачком считали. Посмеивались.
Особенно над "Крейцеровой сонатой". Текст повести: http://ilibrary.ru/text/1009/index.html
Фильмов наснимали штук 12 (см. Википедию). А наш,снятый М.Швейцером в 1987г. может и не шедевр, но уж точно:
лучшая работа О.Янковского. Как там, в аннотации? - "костюмированная драма" ...




Это просто Караваджо|"Отдых на пути в Египет"| фрагмент|1596-97|Галерея Дориан-Памфили |Рим

"- Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете?! - вскрикнул
он. - У!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка.
Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она
делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, -
вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не
возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а
раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое
- истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием
музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю
то,чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует,
как зевота,как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем,
но я смеюсь, слыша смеющегося.


Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором
находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного
состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы
Крейцерову сонату, - Бетховен, ведь он знал, почему он находился в таком состоянии, - это
состояние привело его к известным поступкам, и потому для него это состояние имело
смысл, для меня же никакого. И потому музыка только раздражает. Ну, марш воинственный
сыграют, солдаты пройдут под марш, и музыка дошла; сыграли плясовую, я проплясал,
музыка дошла; ну, пропели мессу, я причастился, тоже музыка дошла, а то только
раздражение, а того, что надо делать в этом раздражении, - нет. И оттого музыка так страшно,
так ужасно иногда действует. В Китае музыка государственное дело. И это так и должно
быть. Разве можно допустить, чтобы всякий, кто хочет, гипнотизировал бы один другого
или многих и потом бы делал с ними что хочет. И главное, чтобы этим гипнотизером был
первый попавшийся безнравственный человек."

Л.Н. Толстой."Крейцерова соната", М., 1975.

205 лет со дня первого исполнения.
Л. ван Бетховен. Соната № 9 ля мажор, соч. 47 "Крейцерова" для скрипки и фортепиано.
Соната была впервые исполнена Бетховеном и Г.Бриджтауэром в Вене 24 мая 1803 года.

музыка, Толстой

Previous post Next post
Up