"...Настоящее представлено на центральной створке. Есть нидерландская пословица: «Мир - это воз сена, и каждый старается урвать свой клок». В центральной части триптиха Босх изображает огромную, просевшую повозку, которая на скрипящих колесах медленно движется слева направо. Ее влекут демоны: рыба на человеческих ногах, человеческая фигура с крысиной головой, другие такие же монстры. Босх неистощим в своей дьяволерии - фантастические гибриды уродцев появляются у него в неисчислимых количествах. Существа, которые состоят одновременно из металла, камня, растительности, животных форм, человеческих членов, а самое главное, что вся эта нечисть удивительно живуча. Она обладает какой-то потрясающей подвижностью и витальной силой. Просто веришь в то, что это существо, этот урод, этот монстр действительно может двигаться, злобствовать, что с ним трудно сладить. За возом шествуют сильные мира сего. Возглавляющие огромную толпу папа в тиаре, император, короли, кардиналы, аббаты и огромная масса людей - все человечество. Люди дерутся из-за клочка сена - граблями, вилами, ногтями пытаются ухватить хоть клочок. Люди падают под колеса, которые их давят, люди колотят друг друга, но тут же поднимаются и лезут вновь. Босх создает колоссальную и в глубине своей беспросветно мрачную аллегорию бессмысленных человеческих погонь за суетными благами мира сего. Кто здесь роскошествует? Шарлатаны. Один продает свои снадобья, его достойный двойник - гадалка - дурачит девушку, объясняя ей что-то по линиям ладони. Кто остается в выгоде? Монахи. Юркие, серые, как мышки, монахини наполняют мешки сеном. Эти тюки сваливают в большие мешки, утрамбовывают их, а аббат поднимает лицо, как бы мысленно подсчитывая, сколько уже собрано, сколько вошло в его закрома. Босх почти не оставляет человеку никакой надежды. Только слабый огонек ее теплится в одной-единственной группе, сидящей наверху воза. Художник изображает музицирующую пару с лютней и нотами. Музицирующий человек, по Босху, склонен к греху или греховен. Мы увидим в его триптихе «Сад мирских наслаждений» так называемый «Музыкальный Ад». Во всяком случае, Босх четко различает инструменты, угодные Богу, и греховные. Церковный орган, безусловно, дозволенный инструмент, лютня, а тем более волынка, - инструменты светские, предназначенные для любовных песенок, для недостойных танцев. Так что к греху эти персонажи склонны, но еще не погрязли в нем, как остальные. Рядом с ними, пытаясь вовлечь их в грех, чудит, аккомпанируя юноше на какой-то свирели, омерзительный голубоватый пузырчатый демон. А с другой стороны - коленопреклоненный ангел возносит молитву за эту пару, моля Господа вывести этих двоих из греха. Вот видите, очень немногие, и те находятся лишь на распутье между добром и грехом".
Спасибо, признателен! Меня тут виражение одно заинтересовало,скорее поразило: "на распутье между Добром и ГРЕХОМ" - точность, достойная восхищения! Многие бы, Господи, да все, предпочли более привычную - нет, расхожую, а потому привычную, полярность: Добро-Зло! А здесь - нет. Да еще рассуждая о средневековом христианском живописце! Браво!!!
О перемене тематики: Вы случайно метафорами не интересуетесь?
"...Настоящее представлено на центральной створке. Есть нидерландская пословица: «Мир - это воз сена, и каждый старается урвать свой клок». В центральной части триптиха Босх изображает огромную, просевшую повозку, которая на скрипящих колесах медленно движется слева направо. Ее влекут демоны: рыба на человеческих ногах, человеческая фигура с крысиной головой, другие такие же монстры. Босх неистощим в своей дьяволерии - фантастические гибриды уродцев появляются у него в неисчислимых количествах. Существа, которые состоят одновременно из металла, камня, растительности, животных форм, человеческих членов, а самое главное, что вся эта нечисть удивительно живуча. Она обладает какой-то потрясающей подвижностью и витальной силой.
Просто веришь в то, что это существо, этот урод, этот монстр действительно может двигаться, злобствовать, что с ним трудно сладить. За возом шествуют сильные мира сего. Возглавляющие огромную толпу папа в тиаре, император, короли, кардиналы, аббаты и огромная масса людей - все человечество. Люди дерутся из-за клочка сена - граблями, вилами, ногтями пытаются ухватить хоть клочок. Люди падают под колеса, которые их давят, люди колотят друг друга, но тут же поднимаются и лезут вновь. Босх создает колоссальную и в глубине своей беспросветно мрачную аллегорию бессмысленных человеческих погонь за суетными благами мира сего. Кто здесь роскошествует? Шарлатаны. Один продает свои снадобья, его достойный двойник - гадалка - дурачит девушку, объясняя ей что-то по линиям ладони. Кто остается в выгоде? Монахи. Юркие, серые, как мышки, монахини наполняют мешки сеном. Эти тюки сваливают в большие мешки, утрамбовывают их, а аббат поднимает лицо, как бы мысленно подсчитывая, сколько уже собрано, сколько вошло в его закрома.
Босх почти не оставляет человеку никакой надежды. Только слабый огонек ее теплится в одной-единственной группе, сидящей наверху воза. Художник изображает музицирующую пару с лютней и нотами. Музицирующий человек, по Босху, склонен к греху или греховен. Мы увидим в его триптихе «Сад мирских наслаждений» так называемый «Музыкальный Ад». Во всяком случае, Босх четко различает инструменты, угодные Богу, и греховные. Церковный орган, безусловно, дозволенный инструмент, лютня, а тем более волынка, - инструменты светские, предназначенные для любовных песенок, для недостойных танцев. Так что к греху эти персонажи склонны, но еще не погрязли в нем, как остальные. Рядом с ними, пытаясь вовлечь их в грех, чудит, аккомпанируя юноше на какой-то свирели, омерзительный голубоватый пузырчатый демон. А с другой стороны - коленопреклоненный ангел возносит молитву за эту пару, моля Господа вывести этих двоих из греха. Вот видите, очень немногие, и те находятся лишь на распутье между добром и грехом".
Reply
Меня тут виражение одно заинтересовало,скорее поразило: "на распутье между Добром и ГРЕХОМ" - точность, достойная восхищения! Многие бы, Господи, да все, предпочли более привычную - нет, расхожую, а потому привычную, полярность: Добро-Зло! А здесь - нет. Да еще рассуждая о средневековом христианском живописце! Браво!!!
О перемене тематики:
Вы случайно метафорами не интересуетесь?
Reply
Leave a comment