ИЕРОНИМ БОСХ."САД МИРСКИХ НАСЛАЖДЕНИЙ". АД

Apr 09, 2006 01:16

КАТАЛОГ


Альбом: art gallary (репродукции)

"LASCIATE OGNE SPERANZA, VOI CH'INTRATE..."




Альбом: art gallary (репродукции)

Нидерланды|Иероним Босх|(1450-1516)|"Ад", правая створка триптиха "Сад мирских наслаждений",фрагмент|1500|дерево,масло| 220х97 |Музей Прадо,Мадрид

В некоторых своих произведениях Босх поистине задает нам почти неразрешимые загадки. Таков его знаменитый триптих «Сад земных наслаждений», который был написан около 1500 года. Его называли «Сад земных радостей», «Сад сладострастия», «Сад наслаждений», «1000-летнее царство».
Правая створка изображает «Ад» и тоже полна неоднозначных, многосмысловых символов.
Один из литературных источников - «Видение Тундала», нидерландский вариант которого появился в 1484 году. Босх изображает ад по «Видению» как царство льда и огня. Оттуда же взяты и фигура голубого птицеголового Сатаны, глотающего грешников, и адский мост в глубине, и другие детали. Другими источниками для Босха могли быть «Ars moriendi»* (1488 г.) и «Большой календарь пастухов» (1493 г.). Отдельные сцены можно истолковать по раннему произведению мастера «Семь смертных грехов».


Альбом: art gallary (репродукции)

На первом плане справа изображен грешник, обнимающий свинью в монашеском головном уборе. У него на коленях лежит какая-то бумага, видимо, договор с дьяволом о продаже души. Непонятный монстр, закованный в латы, стоя перед ним на своих звериных ногах, через щели в забрале подсовывает грешнику чернильницу и перо. Все уже готово для того, чтобы эта бумага была подписана.


Альбом: art gallary (репродукции)

Выше - трон самого Сатаны и сам нечистый, восседающий на нем. Сатана у Босха голубого цвета - снова та же символика. Голубой цвет мы встречали часто, начиная еще с «Корабля дураков», он символизирует обман, грех. Трон Сатаны очень своеобразен - вроде простого кресла на высоких ножках. Сатана птицеголов, в его клюве виднеется заглатываемый им грешник. Под троном Сатаны - отверстие, ведущее уже в какие-то невообразимые адские пропасти. Ад сам по себе - пропасть, а туда и заглянуть страшно. Страшно подумать, что может находиться на нижних ярусах преисподней. Туда опускается еще один человек, наполовину заключенный в голубой прозрачный пузырь (та же символика прозрачности греха). В эту же дыру испражняется золотыми монетами еще один грешник. Возможно, это намек на грех занятия алхимией. Церковь всегда крайне негативно смотрела на деятельность алхимиков, которые своими опытами нарушали предустановленные Господом законы и нормы природы.


Альбом: art gallary (репродукции)

По другую сторону изображена довольно сложная группа, чья суть, по всей видимости, сводится к обличению греха азартных игр, которые тоже решительнейшим образом запрещались церковью. Об этом можно судить по разбросанным здесь картам и игральным костям. Стол опрокинут, как будто только что шла игра, но то ли произошла драка, то ли что-то вмешалось в ход игры, - компания игроков валяется на земле, некоторые придавлены столом. Возможно, здесь изображен шулер, рука которого пронзена кинжалом, но, непонятно почему, у него на груди скат. Изображение ската у Босха появляется и в «Искушении св.Антония», как образ демонического начала. А на брюхе ската - вогнутый металлический диск, похожий на тарелку. Неживая, серовато-голубого цвета, благословляющая кисть руки с игральной костью на кончике пальца. Эта рука тоже пронзена ножом - некоторые исследователи видят в этом символ милосердия Спасителя, отвергнутое грешниками. Тут же и блудница с большой игральной костью на голове; кролик (еще один символ похоти), несущий грешника, как пойманную добычу, на каком-то багре с острыми крючьями.


Альбом: art gallary (репродукции)

И, наконец, выше - ряд изображений, которые получили даже специальное название, - «Музыкальный Ад» Босха. Музыкальные инструменты у Босха встречаются довольно часто. Мы видели изображение лютни в «Возе сена» и в «Корабле дураков». Эти инструменты всегда выступают как инструменты греховные. Во всяком случае, символизируют праздность, суетность и отвлекают человека от благочестивых помыслов. Можно предполагать, что Босх, в согласии с тогдашними общепринятыми христианскими воззрениями, из всех музыкальных инструментов признает, как я уже говорил, только орган. Орган - церковный инструмент, достойный Бога, а лютня, волынка, арфа предназначены для услаждающих плоть песенок, мадригалов. Особенно волынка - самый простонародный инструмент, с довольно неприятным, гнусавым звучанием. Впоследствии мы увидим и у Брейгеля этот инструмент развеселой корчмы, злачного места, пьяных сборищ. Босх создает поразительные и по-своему очень красивые гибриды: лютня проросла арфой, на этой арфе распят человек - еще один грешник, распят так, что струны пронзают его тело насквозь. Лютня стоит на нотном сборнике. Кроме того, она придавила еще одного обитателя Ада, на заду которого написаны ноты какой-то модной песенки или танца. К грифу лютни привязан еще один несчастный. Рядом с этим босховским гибридом изображена механизированная волынка. Наиболее распространенный вариант волынки - это мешок, сшитый из козьей шкуры, в отверстия которого вставлены дудки; мех надувается, и избыток воздуха выходит через эти дудки с отверстиями, зажимая которые, придавливая мех и постепенно выпуская воздух, волынщик играет. Во времена Босха была изобретена волынка с деревянным корпусом. Она несколько более благозвучна, но, по мнению Босха, столь же греховна. Демоны и терзаемые ими у подножия этого инструмента и на его верху фигурки выглядывают из раструба дудок. Здесь каждый получает по заслугам.


Альбом: art gallary (репродукции)


Альбом: art gallary (репродукции)

Выше расположена ледяная часть Ада. Замерзшее водное пространство, по которому в некоем подобии коньков, взад и вперед мчатся грешники. А еще выше изображен очень странный объект, который тоже не поддается какому-то однозначному определению. Его приходится не называть, а описывать: туловище - огромная пустая скорлупа гусиного яйца, вместо ног - трухлявые стволы, каждый из которых стоит в лодке слегка голубоватого цвета, - снова мотив голубого корабля. Как видите, у Босха есть мотивы, которые пунктиром проходят сквозь разные этапы его творчества, встречаясь в произведениях разных лет. Эта пустая скорлупа обитаема: внутри - адская корчма. Ведьма, на чепце которой спереди укреплен маленький полумесяц, катит бочку подгулявшим демонам, расположившимся в другом отсеке этой таверны. На плоском круге, заменяющем этому существу головной убор, в центре изображена волынка с двумя дудками и демоны, увлекающие грешников в танце. Между корпусом и этим кругом изображено белое как мел лицо, несколько тоскливо смотрящее вниз и в сторону. В этом лице, кстати, нет чего-то демонического. Оно не карикатурно, оно не искажено гримасой. Некоторые исследователи, те, которые хотят видеть в работах Босха его автопортреты, полагают, что это автопортрет мастера. Таким образом, обнаруживается некая серия автопортретов художника: «Воз сена» - на наружных створках в образе бродяги, еще в одном образе путника в тондо Босха (так называемый «Блудный сын»), человек, который поддерживает св.Антония, низвергнутого с небес, в триптихе «Искушение св.Антония», и вот здесь тоже. Хотя портретного сходства между этими лицами нет и, кроме того, на мой взгляд, следует отметить, что малоправдоподобно, чтобы художник изобразил себя в виде адского демонического существа. Он может, как смиренный христианин, полагать, что ему уготован Ад, он может нарисовать себя среди тех, кто мучается в Аду, это другое дело, но выступать как поборник Сатаны, как один из демонов в Аду, - это совершенно противоестественно для Босха.



Альбом: art gallary (репродукции)

Альбом: art gallary (репродукции)

Рядом с этим существом, вернее, несколько выше, еще одно в высшей степени странное образование. Уши, пронзенные стрелой, уши, между которыми торчит широкое лезвие ножа. Некоторые исследователи полагают, что здесь присутствует намек на грех сплетен или навета, клеветы. Иные - те, кто предпочитают фрейдистский, психоаналитический метод толкования босховской символики, - хотят видеть в этом изображении мужской сексуальный символ.


Альбом: art gallary (репродукции)

Еще выше представлен уже знакомый нам по другим работам Босха, адский пожар, простирающийся до пределов Ада, уходящий за горизонт, в беспредельность. На сей раз он не такой красно-багровый, но, пожалуй, еще более зловещий из-за отдельных сполохов, контрастирующих с черной закопченностью развалин. Виден мост, который нам знаком по другим работам, мост с адской ратью на нем. Некоторые исследователи творчества Босха предполагают, что мастер изобразил здесь и традиционные четыре элемента, из которых состоит мир, - земля, вода, воздух и огонь, - по восходящей. Земля - это почва Ада, вода - это лед, по которому бегут и падают конькобежцы, воздух символизируют ветряные мельницы. Босх с неослабевающей фантазией передает эффект крутящихся лопастей несколько размытыми огненными бликами, и сам огонь, затягивающий дымом адскую перспективу. Так ли это, трудно сказать, во всяком случае, действительно, здесь присутствуют и земля, и вода, и воздух, и огонь.
В. Клеваев. «Лекции по истории искусства.Северное Возрождение. Иероним Босх»

северное Возрождение, лекции, нидерланды, "Музыкальный ад", "Сад мирских наслаждений", Иероним Босх

Previous post Next post
Up