КАТАЛОГ
Альбом:
art gallary (репродукции)Италия|Рафаэль Санти | (1483-1520) | «Сон рыцаря»| ок.1504 | дерево, масло | 17x17 | Национальная Галерея, Лондон
Самые ранние произведения Рафаэля дошли до нас от 1501 и 1502 гг., то есть от того периода, когда он работал в мастерской Перуджино. Стилистика мастера оказала на Рафаэля очень заметное влияние. Рафаэль настолько усвоил манеру своего учителя, что зачастую их работы трудно различить. Способы компоновать картину, типы фигур, типы лица, тип красоты, характерный для Перуджино, встречаются на протяжении нескольких лет и у Рафаэля. Лишь к 1504 г. он постепенно освобождается от влияния своего учителя, не отрицая его искусства, но перерабатывая его формы в более совершенные, более гармоничные.
«Сон рыцаря» - едва ли не самая ранняя, дошедшая до нас маленькая досточка, семнадцать с немногим сантиметров в высоту. В основе лежит легенда, известная еще с античных времен и связанная с Гераклом. Это не исконный античный миф, а уже поздний, литературный сюжет - «Геракл на распутье». История повествует о том, что герою, Гераклу или рыцарю (в данном случае), во сне являются две женские фигуры, одна из которых олицетворяет Порок, а другая - Добродетель. Два жизненных пути. И каждая из них соблазняет героя следовать ее дорогой. Перуджиниевский тип прочитывается здесь в лице и фигуре рыцаря, кстати заметим, как легко и точно справляется семнадцати-восемнадцати летний юноша с непростыми вопросами анатомии, изображая лежащего воина в достаточно сложной позе. Перуджиниевские черты читаются, безусловно, и в пейзаже с его мягкими линиями, сложными и спокойными ритмическими чередованиями холмов и долин. Для большей цельности и устойчивости композиции, Рафаэль несколько наглядно, в центре, помещает вертикаль дерева за спиной спящего. Интересно и то, что Порок и Добродетель представлены здесь в виде равно изящных, равно миловидных девушек. Если не знать сути сюжета, то трудно представить себе, что речь идет о выборе диаметрально разных жизненных позиций.
Вадим Клеваев. Лекции по истории искусства. Киев, издательство "Факт", стр.403