КАТАЛОГ
Италия|Пьеро делла Франческа(1410/20-1492)| «Двойной портрет Федерико де Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца»|1465-1466| дерево, масло| 47x33| Галерея Уффици, Флоренция
Пьеро делла Франческа - мастер, который занимает особое место в истории итальянской живописи, он стоит как бы между двумя поколениями художников и одновременно как бы вне их. Это Пьеро делла Франческа. Он родился и умер в умбрийском городке Борго Сан Сеполькро. По художественному образованию Пьеро - флорентиец. Но все-таки его нельзя отнести к определенной школе. И его влияние на итальянскую живопись, в свою очередь, не превратилось в школу, хоть он был одним из величайших художников Италии. Творчество Пьеро делла Франческа лишено драматизма и динамизма. Его искусство - созерцательно, но поразительно объективно, эпично. В нем нет субъективизма. Пожалуй, в нем есть бесстрастность, но и удивительная величавость, героичность и человечность.
Возможно, первый художественный импульс Пьеро получил от Сассетты, который в конце 1430-х гг. работал в Борго Сан Сеполькро. Но уже в 1439 г. Пьеро работает во Флоренции, где, как ученик Доменико Венециано, участвует в росписи ц. Санта Мария Нуова. У Венециано Пьеро делла Франческа перенял интерес к свету и колориту, а у Паоло Уччелло - страсть к перспективе.
Свои теоретические штудии Пьеро делла Франческа опубликовал впоследствии в двух трактатах: «О перспективе в живописи» и «О пяти правильных телах». Эти трактаты стали фундаментом теории эпохи Высокого Возрождения.
Пьеро делла Франческа работал в маленьких городах, не связываясь надолго с каким-либо одним двором. Мастер часто возвращался в родной город, где занимал выборные должности. В конце жизни художник практически ослеп.
Около 1465 г. написаны портреты урбинского герцога Федерико да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца, хранящиеся в Уффици. Модели представлены в чистом профиле, по схеме Пизанелло и Доменико Венециано...
Герцогиня изображена в правом профиле, герцог - в левом (во время одного из турниров у него был выбит правый глаз и повреждена переносица). На втором плане перед нами открывается бесконечное пространство. Если раньше фигура и фон существовали в портрете раздельно, то теперь они слиты воедино благодаря общей световоздушной среде.
Альбом:
Мои рисунки Еще удивительней пейзаж на оборотах, где изображены «Триумфы». Герцогиня представлена на триумфальной колеснице, запряженной двумя единорогами и управляемой Амуром. Пьеро изображает здесь четыре аллегорические фигуры, сопровождающие шествие. Среди них - Сила и Вера. Типично умбрийский пейзаж с мягкими силуэтами холмов тает и сливается со светлым небом. Мастер достигает в этих портретах той передачи дневного освещения, к которой стремились Сассетта и Доменико Венециано. Именно в творчестве Пьеро делла Франческа интуитивные догадки этих мастеров становятся осознанным методом.
Колесницу герцога влекут белые лошади. Виктория венчает герцога, а Сила, Мудрость и Справедливость его сопровождают. В пейзаже виднеется зеркало реки. В живописи появляется мотив отражения в воде берегов и лодок.
Вадим Клеваев "Лекции по истории искусства". Издательство "Факт", Киев, 2007. стр.291-292