Да, со стороны происходящее выглядит, как «слепой поиск». Но для тех, кто находится "внутри ситуации" - это не так. Для меня, например, потому что, по большому счёту, вся эта история, в которую сейчас вовлечено 20 регионов России - моих рук дело. :-).
По сути дела, "ядро" истории с референдумами о возврате выборов мэров - интересная юридическая проблема, связанная с конституционным правом России и, самое главное, с ЕГО ТЕКУЩЕЙ ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ВЛАСТЬЮ!
Для того, чтобы понять, что происходит, нужно сделать небольшой юридико-исторический экскурс. В 1990-х и даже в 2000-х годах местные (то есть, на уровне города или муниципального района) референдумы, в том числе и по поводу того, каким образом выбирать мэра, были довольно обычным делом. В Саратове и Пскове (тут, кстати, организатором был Лев Шлосберг, которые через десятилетие прославился на весь мир) такие референдумы даже состоялись в 2006-м году. И на них 75% проголосовавших выбрали всенародные выборы мэра. Явка, правда, в обоих случаях была вопиюще низкой - порядка 10% (попросту говоря, избиратели "забили" на референдумы), что не позволило принять решения (нужна явка не менее 50%). Чуть позже, в 2009-м, местный референдум на эту же тему запускали в Ульяновске. Голосование тут не состоялось, но не по вине властей - инициаторы референдума дважды не сумели собрать подписи (26 тысяч подписей за 20 дней).
А затем, похоже, сменились негласные установки власти. Кампания таких же точно референдумом в городах-миллионниках, организованная Дмитрием Гудковым в 2013-м году, была заблокирована на юридическом уровне. Апофеозом стало принятие в декабре 2014-го года Конституционным Судом РФ определения №2744-О, которым было ЗАПРЕЩЕНО выносить на местные референдумы вопросы о порядке избрания мэров и глав.
Параллельно 27 мая 2014 г. 136-м ФЗ было РАЗРЕШЕНО субъектам РФ региональными законами определять порядок избрания глав своих муниципалитетов.
Таким образом, после этих изменений вернуть всенародные выборы мэров и глав на местных референдумах нельзя, а вот путём принятия регионального закона - можно. При этом, закон субъекта Российской Федерации может быть принят двумя способами. Один из них - это РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ.
Если по простому - власти "заткнули" решением КС возможность выносить вопрос об избрании мэров и глав на МЕСТНЫЙ референдум, и тут же, при принятии поправок от 27 мая 2014 года вольно или невольно ОСТАВИЛИ ЛАЗЕЙКУ для вынесения этого же вопроса на РЕГИОНАЛЬНЫЙ референдум.
Да, со стороны происходящее выглядит, как «слепой поиск». Но для тех, кто находится "внутри ситуации" - это не так. Для меня, например, потому что, по большому счёту, вся эта история, в которую сейчас вовлечено 20 регионов России - моих рук дело. :-).
По сути дела, "ядро" истории с референдумами о возврате выборов мэров - интересная юридическая проблема, связанная с конституционным правом России и, самое главное, с ЕГО ТЕКУЩЕЙ ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ВЛАСТЬЮ!
Для того, чтобы понять, что происходит, нужно сделать небольшой юридико-исторический экскурс. В 1990-х и даже в 2000-х годах местные (то есть, на уровне города или муниципального района) референдумы, в том числе и по поводу того, каким образом выбирать мэра, были довольно обычным делом. В Саратове и Пскове (тут, кстати, организатором был Лев Шлосберг, которые через десятилетие прославился на весь мир) такие референдумы даже состоялись в 2006-м году. И на них 75% проголосовавших выбрали всенародные выборы мэра. Явка, правда, в обоих случаях была вопиюще низкой - порядка 10% (попросту говоря, избиратели "забили" на референдумы), что не позволило принять решения (нужна явка не менее 50%). Чуть позже, в 2009-м, местный референдум на эту же тему запускали в Ульяновске. Голосование тут не состоялось, но не по вине властей - инициаторы референдума дважды не сумели собрать подписи (26 тысяч подписей за 20 дней).
А затем, похоже, сменились негласные установки власти. Кампания таких же точно референдумом в городах-миллионниках, организованная Дмитрием Гудковым в 2013-м году, была заблокирована на юридическом уровне. Апофеозом стало принятие в декабре 2014-го года Конституционным Судом РФ определения №2744-О, которым было ЗАПРЕЩЕНО выносить на местные референдумы вопросы о порядке избрания мэров и глав.
Параллельно 27 мая 2014 г. 136-м ФЗ было РАЗРЕШЕНО субъектам РФ региональными законами определять порядок избрания глав своих муниципалитетов.
Таким образом, после этих изменений вернуть всенародные выборы мэров и глав на местных референдумах нельзя, а вот путём принятия регионального закона - можно. При этом, закон субъекта Российской Федерации может быть принят двумя способами. Один из них - это РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ.
Если по простому - власти "заткнули" решением КС возможность выносить вопрос об избрании мэров и глав на МЕСТНЫЙ референдум, и тут же, при принятии поправок от 27 мая 2014 года вольно или невольно ОСТАВИЛИ ЛАЗЕЙКУ для вынесения этого же вопроса на РЕГИОНАЛЬНЫЙ референдум.
Reply
Leave a comment