Прочитала в коментах отрывок из "Гроздьев гнева" Стейнбека и вспомнила по аналогии фильм
También la lluvia ("Даже дождь"). На русский его название обычно переводят "Мы под дождем" или "Они продают даже дождь".
Я уже писала когда-то об этом фильме. Нижеследующий отзыв взят из того самого, двухлетней давности поста.
Марши протеста, перекрытие дорог, сидячие забастовки, летящие камни, взрывающиеся динамитные шашки, драки с полицией - такова повседневная жизнь боливийцев. "Мобилизации" объявляются по любому поводу, даже если власти ничего у народа не отняли, а просто дали меньше, чем хотелось бы. Протестовать и качать права по любому, даже незначительному поводу - типичная боливийская модель поведения.
Понять её и принять я долго была не в состоянии. Но вот вчера посмотрела фильм, который отчасти раскрыл мне глаза. Картина называется "Даже дождь" / Tambien la lluvia
Этот испанский фильм, в создании которого приняла участие и боливийская сторона, поставила в 2010 году испанка Исиар Больяин, известный режиссёр, автор более чем 50 фильмов. "Даже дождь" - одно из лучших её творений. На Берлинском кинофестивале 2011 года Tambien la lluvia завоевал приз зрительских симпатий.
Фильм рассказывает о том, как киногруппа из Испании в поисках статистов, согласных работать за копейки, приезжает в 2000-м году в боливийский город Кочабамбу. Здесь испанцы собираются снимать картину о начале колонизации Америки (точнее, Карибских островов) Колумбом и его спутниками; а также о первом белом защитнике индейцев - монахе-доминиканце Антонио де Монтесино.
Но киношникам не повезло: съёмки начинаются аккурат ко времени начала знаменитой "водяной войны", едва не превратившейся в войну гражданскую. Жители бедняцких кварталов Кочабамбы схлестнулись насмерть с транснациональной корпорацией, приватизировавшей городской водопровод и взвинтившей цену на воду до небес. Проблемы съёмочной группы ещё больше осложняет местный индеец-кечуа, взятый режиссёром на роль касика. Он и впрямь становится вождём - одним из лидеров протестующих.
Главным героям волей-неволей приходится отвечать на заданный самой жизнью классический вопрос: "С кем вы, мастера культуры?» Каждый из них должен решить, где его хата, - с краю или в центре событий?
Фильм, где переплетаются две сюжетных линии, - времён Колумба и современная, заставил вспомнить, что история Боливии с момента колонизации - это пять столетий жесточайшего угнетения, унижения и физического уничтожения индейцев и столько же веков жесточайшего сопротивления коренных народов.
Восстания то здесь, то там происходили практически постоянно; партизанское движение существовало всегда, испанцам никогда не удавалось извести его под корень.
Восстания подавлялись, их индейских предводителей подвергали мучительным казням, - и всё же в результате властям приходилось идти на какие-то послабления и уступки.
Так может быть, всегдашняя готовность боливийцев, добрую половину которых составляют индейцы, к коллективным протестным действиям - результат естественного отбора? Может быть, тех, кто не был готов сопротивляться и лезть на рожон, колонизаторы просто сгноили в рудниках, и их потомки не дожили до наших дней?
Благодаря фильму Исиар Больяин я увидела пресловутую "скандальность" коренного населения бывшего Верхнего Перу под совершенно другим углом. И знаете что? Эти люди мне стали нравиться.
Короче говоря, если любите серьёзные и умные картины, категорически рекомендую вам "Даже дождь".
You can watch this video on www.livejournal.com