Государство Инков (Тауантисуйу), занимавшее в средние века территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора, часть Чили и Аргентины, в значительной степени было построено на принципах, которые мы сейчас назвали бы социалистическими.
В инкском обществе никто не мог быть брошен на произвол судьбы. В государстве не было нищих, не было бездомных, бродяг; не было брошенных, никому не нужных стариков или калек. Понятия "лишние люди" там в принципе не существовало - даже тяжёлым инвалидам находили какое-то посильное общественно-полезное занятие. И каждому, вне зависимости от степени трудоспособности, были гарантированы кров и пища.
Важно отметить, что инки в отличие от многих своих соседей не практиковали человеческих жертвоприношений. Если такое и происходило, то лишь в исключительных случаях.
Однако жизнь людей в этом обществе была очень сильно регламентирована, а законы суровы. Моральный кодекс трудящегося инка состоял из одной короткой фразы: "Не воруй, не лги, не ленись!", но для проверки исполнения этой заповеди государство совало свой нос во все щели. Человека могли наказать даже за грязь в его собственном доме. При этом главной и почти единственной мерой наказания за любые прегрешения была смертная казнь.
Семейная жизнь и семейные отношения также подчинялись очень строгим и чётким правилам. Представители привилегированных классов могли иметь нескольких жён и вдобавок содержать наложниц. Простым же общинникам предписывалась строжайшая моногамия. Достигнув 20-летия, юноша был обязан жениться. Если он затруднялся с выбором супруги, её подбирали родственники.
От девушки не требовалось непременно хранить девственность до брака, но не приведи бог было изменить мужу после свадьбы! Супружеская измена каралась смертью. Гендерное равенство при этом строго соблюдалось: мужа за измену жене осуждали на казнь точно так же, как жену за измену мужу.
В интимной сфере инки не были такими уж пуританами. Сексуальная изощрённость была им ведома и не возбранялась. Секс был одним из немногих доступных простым людям развлечений, и они прилично в нём поднаторели; однако любовные игры не являлись самоцелью.
Семья - ячейка общества, а обществу нужны новые полезные члены. Главная цель семьи - рождение и воспитание детей (замечу в скобках, что воспитание было весьма спартанским с первых дней жизни. Младенцев на руки не брали даже во время кормления грудью; уж не знаю, как матерям удавался этот фокус).
Такой подход автоматически ставил вне закона гомосексуализм, зоофилию и прочие "нетрадиционные ориентации". Для уличённых в этих преступлениях была предусмотрена чрезвычайная мера наказания. Казнили не только самих извращенцев , но и всех членов их семей. Дома казнённых сжигали, а места, где они стояли, равняли с землёй. "Это напоминало дезинфекцию" - пишет автор одной из статей, посвященных инкской культуре.
Как бы мне хотелось надеяться, что у потомков инков, составляющих сегодня значительную долю населения Боливии, все эти строгости былых времён хоть немного отложились в генетической памяти!