Записки из деревни - 15. Про печки.

Feb 24, 2014 12:56

Зима началась. Снег ложится, и сразу хочется затопить печку. Печка тут есть в каждом доме.

Лет пятнадцать назад в село провели газ. Тогда многие сломали свои русские печи, которые были в каждом доме. Если точнее, то чаще всего держали две печки: русскую для обогрева всего дома, и голландку, которую здесь называют «грубка» - для приготовления еды и малого тепла.

Русская печь - сооружение, которое греет боками все комнаты пятистенка. Обычно ее ставили прямо или углом, и само строительство дома начиналось с определения места для печи и отдельного фундамента, который способен удержать несколько тонн печного тела. Было время, я очень интересовалась фольклором, и с изумлением обнаружила прямую связь в сознании славянского человека смыслов печи и женской утробы.

Помните, говорящая печка-спасительница в сказках, - она поглощает в себя какую-нибудь заблудшую Аленушку с братцем, и они исчезают из мира живых, как будто мама родила их обратно. А формулировка «помылся - как заново родился» тоже связана с печью, потому что во многих местах купались и парились в прогретой русской печи, прямо внутри, отодвинув угли. И, вылезая из этих горячих недр, действительно ощущали себя младенцами. Чем не модный тренинг «Переживи свое рождение снова»?

Печь очень уважали. Печь угощали квасом, мели хвойными веничками. Белили и чистили. Ей позволялось занимать собой иногда до половины пространства внутри дома. Потому что она не только про еду и тепло. Это место, где спят старики и дети. Сушатся варежки и валенки. Лечатся больные-простывшие. Это источник превращения муки и воды в хлеб. В общем, печь - это очень важная разновидность очага, занимающая до сих пор свое место в разуме и сердце сельского человека.

Однако не всегда печи ставились и ставятся верно, иногда дефекты конструкции или криворукость печника приводили к тому, что стены понизу не прогревались, становились сырыми, и дом приседал углами. Еще один минус печи - ее прожорливость. Сначала дрова или уголь придется купить или заготовить. Потом нужно ходить на холод, набирать дров, нести в дом, снова складывать и так по кругу полгода. В межсезонье дом нужно протапливать раз в день, в мороз и два раза. Старикам трудно. С печью не оставишь детей, даже ненадолго: вдруг закроют не ту заслонку и угорят, или не сумеют подтопить и будут сидеть в холоде. Поэтому газа ждут в любой деревне.

Когда появилась возможность сделать центральное отопление, кто-то из местных сломал печь совсем, но большая часть местных поставила на этом месте маленькую голландку. Мало ли что.

Под этим лозунгом селяне живут не первый век, ни правительству, ни Газпрому особо не верят, и потому в каждом доме печка есть, и она в рабочем состоянии. Некоторые из них заклеены обоями, - там, где жильцам хочется городского виду. У других - побелена, как всегда тут делали. А наша печка вообще замазана глиной и больше ничем, потому что нам больше нравится терракота, чем побелка. Тем не менее, мы поддерживаем ее в рабочем состоянии и однажды в декабре прожили полных три дня, обогреваясь только своей голландкой. В доме было вполне тепло, и дети до сих пор вспоминают эти дни как особенно уютное и сказочное время.

А сейчас мы топим печь только для удовольствия. Это очень приятно: сидеть перед компьютером в крошечном уютном кабинете, поглядывать в заснеженное окно и чувствовать, как в спину дышит жаркая печка.

Печь дает совсем другое тепло, чем трубы и батареи. Оно легкое и милое сердцу. От него легко дышится, если тяга хорошая и нет угару. Говорят, и для здоровья печное тепло полезнее, чем обогревательное и радиаторное.

Часть из бывших горожан и сейчас живет в домах с печами, принципиально не проводя газовое отопление. Для еды хватает баллонного газа, а тепло - от дров. Что характерно, те печи, которые клали местные мужики, имеют довольно низкий КПД, и дрова реально улетают в трубу. Поэтому несколько лет назад среди наших понаехавших начался процесс выращивания печников в своем коллективе. Все учились класть, нашелся опытный наставник, который руководил процессом слома и возведения новых печей, по рукам ходили распечатки печных схем и жарко обсуждались их плюсы и недостатки. В итоге сложили роскошные печи из красного полнотелого кирпича в пяти домах. С каминами, лежанками, смотровыми окошками, - в общем, со всеми прибамбасами, кто какие хотел. И весьма экономные, потому что клались по инженерным расчетам. Все научились, но династия печников на свет не появилась: дело это нечастое, себе печки поставили, а в соседние районы не наездишься.

Поэтому мужики наши с удовольствием ждут новых понаехавших: вдруг кому печку интересную захочется. А пока никто больше не понаехал, завели новую традицию и ходят друг к другу в гости с гусём. Если усадить гуся в правильную, хорошо протопленную печку часов на пять, а потом вытащить и есть, приключается простое человеческое счастье. Это вечная и неизменно радующая история про сытую зиму, про теплый дом, про аппетитный дух. Хорошая штука - печка…

написано для http://36on.ru

дивы нашего села, записки из деревни

Previous post Next post
Up