Едет-едет...эфиопский евнух :-) по следам экскурсии. 28 ноября

Jan 20, 2021 17:05



"Едет, едет Вася… "(Александр Левин ).
"....Едет Асланбек, такой угрюмый и небритый,Он читает Гераклита, а в кармане пистолет.
Асланбек - это кличка,а звать его Абрам, Он не пьёт рассола по утрам...."
---------------------------------------------------
Так и представляю себе персонажей из этой смешной песенки Левина про шестерых мафиози едущих в шести вагонах поезда. Объединяет их наличие пистолета в кармане у каждого ("«Ой, всё это не кончится добром!..."). Больше всех мне симпатичен выделяющийся интеллектуализмом небритый Асланбек-Абрам. Остальные ничего в дороге не читают. Интересно, каким изданием он пользовался? Неужто старым Die Fragmente der Vorsokratiker Дильса или же редким и дорогим переводом Нилендера издательства «Мусагет 1910г.?Положение обязывает к изысканности 🙂 . Строчки вспомнились вчера, когда рассказывал экскурсантам про другого персонажа, так же читавшего серьезную литературу в месте., недалеко от которого мы стояли. 😉 (Деяния 13, 27-33)( Фото -здесь: https://www.facebook.com/photo?fbid=4727392777301973&set=pcb.4727396560634928
Вчера мы разглядывали со склона готовящийся в этом году к открытию археологический парк Эйн-Хания, совсем рядом с линией старой железной дороги конца 19 в. До появления паровозов этот путь (по долине Рефаим ) тоже не был особенно пуст. Сейчас мы можем доехать на электричке до Бейт-Шемеша (километров 35) . Если захотим , можем пересесть на линии на север (Хайфа, Нагария) или юг (например на Ашкелон). В Средние века, да и еще веках в 18-19 я бы не рискнул там ехать или идти: соседние деревни Валадже и Батир с замками местных шейхов (т.н. «тронные деревни») основательно «пошаливали», примерно, как и бароны в раннефеодальной Франции. Но в древности порядка было больше. Недавние раскопки обнаружили в Эйн-Хание следы богатой усадьбы времен Первого храма (думают, что -царской) с протоэлийским капителем колонны, как в Городе Давида , языческий храм (?) римской эпохи с «нимфейоном» , превратившийся позже в византийскую церковь , пару прекрасных бассейнов и водоводов. Вся это красота сидела на главной ценности района- мощном источнике. Само название Эйн-Хания в переводе с арабского: «родник из ниши» , т.е. в нашем случае- церковной (?) абсиды. Там же нашли самую древнюю в Израиле серебряную греческую драхму (4 в. до н.э.). И наша железная дорога пошла по тому самому «святу месту, которое пусто не бывает» - по древнему пути на Бейт-Шемеш и Ашкелон до Газы. Во времена Давида и Соломона оттуда пытались прорываться филистимляне, но позже он стал, видимо, вполне себе проезжей «большой дорогой» - с постоялыми дворами и патрулями правоохранителей. Включая Газу 🙂 . Славные были времена...порядок. Именно по ней на повозке и ехал в середине 1 в.н.э. любопытный персонаж из деяний Апостолов - казначей царицы Эфиопии (точнее -царства Мероэ), названой в тексте по ее титулу «кандакией». В деяниях - это ее имя. У них там был почти что матриархат! Ездил он на поклонение в еще существовавший тогда иудейский Храм (время было, видимо, до 67 г. -Великого восстания). Был ли евреем, греком или собственно эфиопом или суданцем -не совсем понятно. Художники рисуют его черным...нехай им будэ. Это как раз маловероятно. Культ некого общего «Бога Высочайшего» тогда был весьма распространен (аналог нынешних «ноахидов» и антитринитариев). А м.б. просто царица решила, по примеру и римских императоров, прислать дары дальнему но могучему божеству по принципу «кашу маслом не испортишь». Скучно было ехать, возвращаясь до Газы, а потом еще в сторону Египта, да и еще южнее, почти в Судан...страшно подумать, какая была командировка... Тут Гераклита не хватит, да и «Темный» он, голову сломаешь:-) . Читал наш казначей Писание, да не просто Пятикнижие, а , видимо, весь ТАНАХ , с Пророками... Можно даже догадаться почему взялся именно за Исайю. Будучи евнухом (без этой маленькой детали подняться в верха при дворе и в Древнем Египте было почти невозможно , как и , временами, в Византии и в Османской империи) и тяготея к какому-то варианту иудаизма, тяжко ему было читать неполиткорректные строчки из Второзакония (23.1) или книги Левит (22, 24), где упомянуты его собратья по несчастью рядом с детьми блудниц , и нельзя им «войти в общество Господне». Почему именно Исайю читал - это понятно, да извинят меня христианские толкователи. Именно там он искал личного утешения. В 56 главе , 3-5 ст.
וְאַל־יֹאמַר הַסָּרִיס הֵן אֲנִי עֵץ יָבֵשׁ׃
כִּי־כֹה ׀ אָמַר יְהוָה לַסָּרִיסִים אֲשֶׁר יִשְׁמְרוּ אֶת־שַׁבְּתֹותַי וּבָחֲרוּ בַּאֲשֶׁר חָפָצְתִּי וּמַחֲזִיקִים בִּבְרִיתִי׃
וְנָתַתִּי לָהֶם בְּבֵיתִי וּבְחֹומֹתַי יָד וָשֵׁם טֹוב מִבָּנִים וּמִבָּנֹות שֵׁם עֹולָם אֶתֶּן־לֹו אֲשֶׁר לֹא יִכָּרֵת׃
«И пусть не говорит евнух: „Я всего лишь сухой кусок дерева и не могу иметь детей". Они не должны так говорить, ибо Господь о них сказал: „Они соблюдают день субботний и выбирают угодное Мне, они истинно следуют завету Моему. И Я поставлю камень в храме Моём для них, их имена будут помнить в Моём городе. Я дам евнухам этим нечто лучшее, чем дочери и сыновья, Я дам им вечное имя, и они не будут отторжены от Моего народа".
Читал, наверное по-гречески, как и александрийские евреи, тогда это была «лингва франка» на огромных территориях. Перевода на «геез» еще не было. Недаром Септуагинту перевели. Сам Филипп был местным евреем, родом с Киннерета, но проповедовал в Сирии, Лидии, Мизии и Фригии, Греции. Греческий наверняка знал. Читали в древности часто вслух, посему евнуха услышали. "...услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: «разумеешь ли что читаешь»? Евнух отвечал, как могу разуметь если кто не наставит меня?" Наверняка повозка встала - водички попить, коней напоить, умыться... Сам ли он задумался и , заодно, над ранее прочитанной 53-й главой и задал вопрос Филиппу (это -по прямому тексту Деяний...) , или услышав , что именно он читает, апостол решил использовать момент и навел его на мысль (это мне кажется более вероятным)? Филипп перевел разговор , мигом, на «нужные рельсы». Могу представить, что к тексту про «сухой кусок дерева» из 56 главы про евнуха он тут же помянул что и Иисус назван ранее «росток из сухой земли», и подобно обещанию евнухам и иноплеменникам дать им «вечное имя» и мессии обещано: « Я дам ему часть между великими..». А дальше -тема могла развиваться сколько угодно (что нам и пытается показать текст деяний , вкладывающий сложный теологический вопрос о толковании "как овца ведён был Он на заклание и как агнец пред стригущими его безгласен" именно в уста евнуха. Скорее Филиппу пристало подвести к нему собеседника. ). И водичка рядом кстати оказалась. Во всяком случае фабула развивалась и, минуя, собственно «классический иудаизм», евнух шагнул в то, что позже будет названо христианством. Тем более, что даже отторжения от Храма, по сути , еще не было. Возможно, что собеседник указал ему, что раз пророку можно было расширить сказанное в Пятикнижии и увеличить ряды «общества Господня», то нечто аналогичное может проделать и мессия из Назарета, создавая новую общину Завета. Меня не интересует правдивость всей этой истории в деталях, хотя она типична для атмосферы раннехристианской проповеди. Да и сама ее реальность не так важна (хотя, а почему бы встрече и не состояться?) Главное - это то, что автор Деяний очень хорошо представлял себе окрестности Иерусалима и общий исторический антураж эпохи, ее проблемы, психологию героев и построил прекрасную сценическую мезансцену. Без помощи Станиславского. Вплоть до того, что именно проточная вода в нимфейоне была как раз подходящей для крещения в раннехристианскую эпоху (это осталось и в обычаях эфиопских евреев относительно погружения в микву!). Концовка с чудесным исчезновением Филиппа после окунания в бассейн -микву евнуха может только позабавить...крепкие нервы у вельможи были...или для жителя Африки как раз такой заключительный аккорд мог (с точки зрения автора Деяний) и быть тем, что надо! Против чуда не попрёшь... И поехал наш новообращенный в жаркие края через спокойную тогда Газу, не боясь, что в Бейт-Шемеще побьют его местные еврейские «сатмары», не боясь ХАМАСА и ракетных обстрелов. Pax Romana имел свои хорошие стороны. А апостолу предстояло еще дожить почти до 90 лет, традиционно для его рода занятий сложив голову за веру в нынешнем турецком Памукале в римской Фригии в 90 г. С Домицианом шутки были плохи. Жаль, что с евнухом не поехал...началось бы африканское христианство с Судана на пару веков раньше... да и в дороге вдвоем было бы веселее. А мы пошли дальше , по узким горным тропкам , которые вели нас на Белый Хребет , дорогой с родниками и свежей зимней травой на фоне золота нашей осени. В Газу как-то не тянуло. Каждому-свое. А евнуху пожелаем доброй дороги. Фото -здесь: https://www.facebook.com/photo?fbid=4727392777301973&set=pcb.4727396560634928

Экскурсии, Христианство, природа, Иудея, История

Previous post Next post
Up