От Исайи и Соломона - до Гомера и Платона.От Валахии- до Кремля"

Dec 25, 2018 19:29



В ФБ недавно увидел пост Евы Левит:"Первый раз увидела, что у наших еврейских святых рисуют не только нимбы, но и тфилинн. "12 пророков", икона 18 века, Валахия." И - снимок удивительного иконостаса (привожу его ниже). Очень любопытно! Правда тфилин не у всех "ветхозаветных пророков" Илия не сподоблен :-) Давид , Соломон и Иеремия - тоже... А вот Моисей, Захария, Даниил, Аввакум - все.как надо :-) Это немного напоминает картинки в хасидских детских книжках, на которых Авраам разгуливает в хасидском меховом штраймле или шляпе на голове и в "капоте". На Руси такое бы не нарисовали - про тфилин там не знали, евреев вплоть до конца 18 в. не видели. А Валахия - тут все было на виду. Забавная интерполяция на далекое прошлое того, что было перед глазами. Но есть сюжеты покруче. В Благовещенском соборе Кремля я видел на столпах и сводах галереи Гомера и античных философов и поэтов, они тоже попали в "протопророки". (Менандр, Афродитиан, Гермес Трисмегист (Ермий Тривеликий), сивиллы, Эврипид, Плутарх, Платон, Диоген ). Очень насмешил Диоген - вот уж кто устроил бы, попади в церковь , скандал - "Пусси" от зависти померли бы :-). а здесь он очень скромен и кроток, правда темноват малость (может быть у Гераклита списал?): "Начало родным губитель благочестней девици вселитися
в утробу, начало родному отцу сын." Персонажей для "протопророков" выбирали очень странных, по принципу: «Тем же и еллини преже пророк іпророчествоваху, подвигше бо ся человеческиа вещи изобрести, также въздушныа и вышшаа,тем же и бог прославляше сим отчясти коснѵтися истинне» (гл. 82 "Хронографа" 1512 г.). То что туда попали три персидских волхва, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу- понятно. Но приписать Аполлону и Дионису пророчества о троице и воплощении ...это круто! Возможно источником было что-то византийское: «Еллинский летописец»,«Сказания Афродитиана». Гомер вещает как раз к теме нынешних праздников : «Светило земный возсияет во языцех. Христос ходити начнет странно и съвокупити хотя земная с небесными». В "протоволхвы" записался. На древнегреческий обратного перевода, для авторитетности, не сделали...видимо не хватало специалистов. :-). А уж Менандр -то совсем удивится собственной прозорливости, еще до Никейского Собора: «Неизследованно и неизреченно и неразрушенно божество трия». Еврипид отложил на минутку свои драматические писания и решил немного "помудростовати горния": "Аз чаю неприкосновенному родитися от девы и въскресити мертвыя и пакы судити им." Постарался пораньше Исайи :-) с его "дева во чреве примет". рекомендую повесть образа с ним, Гомером и прочими на факультете класс.филологии в МГУ. :-) Платону повезло- угодил даже в "личник" - указания,каким его писать на иконах! «Платон. Рус, кудряв, в венце; риза голуба, испод киноварь; рукою указает во свиток. Сице рече. Понеже благ есть и благословению есть виновен, злым же никакоже. Той же рече: Аполлон несть бог, но есть бог на небесех; ему же снити на землю и воплотитися от девы чистыя, в него же и аз верую". Надеялся старец и на воздаяние (его бы надо вписать на "сошествие во ад" рядом с Адамом и Евой - заслужил трудами:" по божественней его рождестве мою кость осияет Солнце». Не чурался и общей философии, точнее теодиции: «Богъ, понеже благъ есть, благословенiю оубо есть виновенъ, злымъ же никакоже». Уровень пророчества просто зашкаливает, странно, что вместо ветхозветных пророков церкви и иконы не заполнены полным набором античных старцев. Интересно было бы , наверное. Ну подумаешь, Исайя про Деву и непорочное зачатие говорил....тут бери выше- сразу о Троице! Правда, тогда Платону, охаявшему Аполлона, пришлось бы (в реальности) пойти по пути своего учителя- Сократа до чаши с цикутой :-) и начать (еще до Маккавеев) список христианских мучеников.:-) А если всерьез- явление очень интересное: явная тяга сохранить в христианстве не только нити, связывавшие его с иудаизмом, но и с античным наследием. И в Византии ностальгировали по разрушенной культуре Прошлого, и на Руси (не забудем, что это время европейского Ренессанса - 15-16 вв.) были какие-то отзвуки аналогичного явления...так хотелось протянуть ниточку как можно дальше и окутать ей как можно более широкий кусочек мира. Жаль, что вскоре эта ниточка надолго будет порвана... 16 в.- время ох как нехорошее... А может быть было все-таки как-то неловко, что все на евреев, хоть и древних, опирается...нужно было расширить базу. Трудно понять их ход мысли.

иудаизм, Христианство, История

Previous post Next post
Up