На чем стояли "ноги Господа" и причем тут нити цицит? (к экск. 19 дек. вечером, повтор 22 утро)

Dec 18, 2018 16:45



--------------------------------------------------------------------------------
Один из важнейших подарков, который дает нам наложение реалий Земли Израиля и ее окружения на строки ТАНАХа- это возможность увидеть мир глазами тех, кого давно уже в этом мире нет. И увидеть не только то, что видели они. Но и то, что «им виделось», то какими они представляли находящееся за границами материального мира. Представить и те образы, которые были перед глазами, скажем, еврея 3 в. до н.э., когда он читал пророка 8 века ...или вглядывался в строки на пергаменте свитка Торы, пытаясь увидеть то, что представало перед Моше или Авраамом. Я, в шутку, называю это еврейскими очками. Без них невозможно также читать Мишну и Талмуд. А с другой стороны- творения мудрецов сами оказываются компонентами «волшебных очков»- иногда их стекол, иногда - оправы. Иногда полезно задавать дурацкие вопросы. Скажем, почему Тора и традиция в целом так «зацикливаются» на именно «голубом» цвете нити в цицит? Впрочем те, кто сходят со мной или сами на экскурсию на выставку в Музее Библ. Стран поймут, что с привычным словом «голубой» все очень не просто. Пурпур не менее дорог и прекрасен, связан и с царскими одеяниями, с цветами покровов Скинии. Зачем именно «тхелет»? Нам поможет Гмара Хулин. Откроем Талмуд.

אם מחוט ועד שרוך נעל זכו בניו לשתי מצות לחוט של תכלת ורצועה של תפילין בשלמא רצועה של תפילין כתיב וראו כל עמי הארץ כי שם ה' נקרא עליך ותניא ר' אליעזר הגדול אומר אלו תפילין שבראש אלא חוט של תכלת מאי היא דתניא רבי מאיר אומר מה נשתנה תכלת מכל הצבעונין מפני שתכלת דומה לים וים דומה לרקיע ורקיע דומה לאבן ספיר ואבן ספיר דומה לכסא הכבוד דכתיב (שמות כד, י) ויראו את אלהי ישראל ותחת רגליו וגו' וכתיב (יחזקאל א, כו) כמראה אבן ספיר דמות כסא .....
חולין • פט ע'א))
Что говорит талмудический мудрец? «Тхелет» похожа на море, море -на небеса, небеса - на камень сапфир, а камень сапфир- на Престол Славы. Идея понятна. Она еще ярче в контексте этой цитаты. В Гмаре здесь обсуждается вопрос, как иллюстрируется обещание-требование из Второзакония (14, 23), чтобы Имя Г-дне было начертано на каждом еврее. Знак Завета, все-таки, как бы это поприличнее сказать, каждому не предъявишь, несмотря на выражение анекдота насчет того что "во-первых это красиво" :-)
וראו כל עמי הארץ כי שם ה' נקרא עלי
Нить в цицит - кусочек Славы Б-жьей, которую еврей носит с собой. И самый простой человек (и сам носящий, и встречные- евреи и неевреи), могут увидеть цвет того, что видели величайшие праведники: Моше и Иехезкель. Моше видит «ливнат сапир» - сапфировый кирпич, подставку для «ног» Б-га, а Иехезкель и сам «трон».
וַיִּרְאוּ, אֵת אֱלֹהֵי יִשְׂרָאֵל; וְתַחַת רַגְלָיו, כְּמַעֲשֵׂה לִבְנַת הַסַּפִּיר, וּכְעֶצֶם הַשָּׁמַיִם, לָטֹהַר (שמות כד, י)
וּמִמַּעַל, לָרָקִיעַ אֲשֶׁר עַל-רֹאשָׁם, כְּמַרְאֵה אֶבֶן-סַפִּיר, דְּמוּת כִּסֵּא ( יחזקל א, כו)
Только вот о каком камне идет речь? Нас часто обманывает новый смысл древних слов. Вряд ли кто задумывался, что наше «электричество» חשמל (хашмаль) в ТАНАХе обозначает (по мнению Мишны и Раши) ангелов или ангела предваряющих Б-гоявление пророку. “וָאֵרֶא וְהִנֵּה רוּחַ סְעָרָה בָּאָה מִן־הַצָּפוֹן, עָנָן גָּדוֹל וְאֵשׁ מִתְלַקַּחַת, וְנֹגַהּ לוֹ, סָבִיב; וּמִתּוֹכָהּ - כְּעֵין הַחַשְׁמַל, מִתּוֹךְ הָאֵשׁ” ‏. יחזקאל א’ ד’‏. С «сапиром» попроще - это все-таки камень. Очень красивый. И сидят на нем ряд божеств Бл. Востока, и строят из него им дворцы, реальные и мифические (один из них увидите в музее на картинке), и амулеты и украшения из него популярны. И надевает украшения из него Инанна, спускаясь в Страну Мертвых. Но это не тот сапфир, который в британской короне. Наверняка англичане его туда вставили именно под влиянием библейский описаний, чтобы монарх-Помазанник «соответствовал» своему «Сюзерену»...А можно было обойтись и камушком подешевле. Была это ляпис-лазурь, возможно ее афганский вид. Камень очень красивый, с глубоким цветом, страшно дорогой в древности из-за дальнего пути. И обладавший интересной особенностью - были в нем крохотные золотистые и серебристые блестки. Помните, «хашмаль» сверкает в буре перед Престолом в видении пророка? А финикийский солнечный бог Шамаш взбирается на небеса по ляпис-лазурной лестнице, озаряя ее золотистым сиянием... и дворец его из ляписа, золота и серебра. Правда, «золото» в ляписе - это «золото дураков» , Fool's Gold - пирит , серный колчедан. Но до того красиво! И не случайно в еврейских (и не только) текстах) синь «сапира» и золото почти всегда идут вместе. В 3 в до н.э. Теофраст в сочинении «О камнях» писал: IV.23. «Есть и другие камни с необычными свойствами: из них вырезают печати. Некоторые из таких камней примечательны только своим видом, как, например, сердолик, яшма, сапфир - этот последний камень словно обрызган золотом»
Слово само, по видимому, аккадское. У греков стало σάπφειρος , а затем было отождествлено с другим драгоценным и очень твердым камнем, известным нам ныне прозрачным сапфиром. Так что Трон прозрачен не был, «кирпич» - тоже, но несли они в себе удивительно глубокую густую синеву, которую и пытались передать тщательно выбирая материал-краситель в нитях цицит, цвет которых я бы не переводил вообще на русский язык, оставив понятие «тхелет», а не «голубой», или , на крайний случай - лазурь или древнерусское «синета» (В синету и багряницу одеют их. Иер. 10, 9)
Теперь на стендах выставки можно будет слегка заглянуть в Небеса и в Прошлое. Готовьте «еврейские очки». Это совсем не сложно.
Остальные фотографии в ФБ: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2383080595066548&set=pcb.2383083331732941&type=3&theater

иудаизм, Экскурсии, музеи, Иерусалим, история, Израиль

Previous post Next post
Up