В прошлое воскресение в нашей столице случилась вдруг хорошая и даже частично солнечная погода не без любимых мною облаков. Появилась возможность выгулять фотокамеру, чем я незамедлительно воспользовался. Чтобы особо не думать, изучил книжку из серии for dummies для гостей столицы с десятком маршрутов и выбрал трассу в центре по Тверской от Охотного ряда до Маяковки с двумя небольшими заворотами, о первом из которых хочу написать отдельный пост, так как там обнаружился весьма интересный архитектурный объект, а второй от памятника Пушкина через Ленком в следующий переулок обратно на Тверскую. От Маяковки обратный путь шел через сад Эрмитаж, Каретный Ряд и по Петровке назад в центр до упора в ЦУМ. Туристические брошюрки имеют свою ценность и для жителей Москвы, хотя возможно все, что я впервые увидел, 80% коренных москвичей прекрасно знают и периодически посещают (сомнения закрадываются тут большие). Мне, как не коренному, но с пропиской было весьма интересно.
На Петровке я впервые посетил и осмотрел Высоко-Петровский монастырь (первые упоминания с 1377 года). Находится он, если вдруг кто не знает, напротив Музея современного искусства, чей двор полон уродливыми творениями любимого скульптора бывшего мэра - в минутах семи нормальным шагом до ЦУМа или кормы Большого театра. Красивую колокольню монастыря я видел и раньше, но так получилось, что близко не подходил. Сей объект мне, как человеку совершенно далекому от РПЦ во всех ее проявлениях, интересовал прежде всего в вялом исторически-архитектурном контексте. Вялом потому, что назвать себя любителем истории или архитектуры даже с маленькой буквы наверное не могу, так как это все-таки накладывает на человека какие-то обязанности и обязательства - читать там регулярно или рассматривать чего-то тоже регулярно. Мне это интересно, но к сожалению, регулярно свой интерес я проявлять не могу, точнее не успеваю.
Монастырь достаточно большой, аккуратный, часть сооружений в процессе восстановления, явно давно и не спешно, но как говорится работа ведется. История его и перечень объектов легко находится в Интернете, есть даже экскурсии. Постройки разные, достаточно интересные, разных стилей, красивые палаты, галереи. На первой фотографии общий вид центральной части, на переднем плане - восстановленный в 1984 году в первоначальном виде (1517 г.) Собор Петра Митрополита. К сожалению, колокольня на этой фотографии осталась за спиной. Как часто бывает действующая церковь Сергия Радонежского (справа на фотографии), в которой как раз проходила по моим наблюдениям служба, выглядит более аккуратной, но производит впечатление новодела (хотя это совсем не так - построена в 1690 - 1702 г.), а с тыла здания, где галерея и Трапезная палата, достаточно еще обшарпанной. Прочитал, что часть построек - Нарышкинские палаты занимает Литературный Музей, с которым РПЦ ведет борьбу и странно, что музей еще до сих пор не вывезли. Хотя скорее всего, если это случится, постройка будет стоять пустая и ждать своей очереди на реконструкцию, постепенно разрушаясь.
На второй фотографии этакая готическая композиция - обнаруженный в галерее за церковью ряд саркофагов. Стало интересно, провел некоторые изыскания, обнаружил несколько похожих на мою фотографий, одна из которых датируется 2009 годом, то есть стоят они давно. В итоге выяснилось, что это не саркофаги, а надгробные памятники из усыпальницы рода Нарышкиных, которая располагалась в Соборе Боголюбской иконы Божией Матери (его краешек слева на первой фотографии). Почему они там стоят, почему так давно, вернут ли назад - это наверное можно выяснить на экскурсии. На первой фотографии слева перед собором виден каменный крест - это как раз отдельно-стоящая усыпальница К.Нарышкина (1691 г.).
1.
2.