археолог Новиков, говоря про Гнёздово, высказался про политику как новиоп
Jun 10, 2024 21:42
На канале Анатомия Монстров, куда выкладывают передачи для ТВ про науку, в т.ч. с Семихатовым как ведущим, выложили интервью с руководителем археологической экспедиции в Гнёздово - с Новиковым. И он в частности сказал странное на 23:11:
https://www.youtube.com/watch?v=G-IcOjjeJyY&t=1391 23:11 / 26:11 Эпоха викингов на Руси и нескучная археология. Вопрос науки с Алексеем Семихатовым Анатомия Монстров, 1,4к просмотров, 10 июн. 2024 - 574 тыс. подписчиков [Spoiler (click to open)] Как был устроен мир жителей Древней Руси? С кем они союзничали и роднились? С кем сражались и к чему стремились? Какой след они оставили в истории, и чем он важен сейчас? А также об археологии, непохожей на скучное перекапывание архивов, рассказывает сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, руководитель археологического отряда музея-заповедника «Гнездово» Василий Новиков.
Я эти слова воспринимаю как умозрительные конструкты, которые могут привести в восторг человека оторванного от реальности, но вызывающие недоумение того, кто с этими реалиями знаком поближе.
Новиков сказал: === 23:11 Новиков: А самое главное, что на территории Гнёздово существовали разные конфессии. Это, как можно говорить… Я ещё люблю… Это так наверное смело… Это такая немножко, наверное, национальная идея России: то есть поликонфессиональная и полиэтничная. Абсолютно разное население с разными вероисповеданиями. Конечно, изначально они были языческими, но христианство пришло и там они все вместе существовали.
К примеру, я с детства ЖИЛ в окружении нерусских - на Сев.Кавказе, ребёнком общался, играл с осетинами, с детьми, которые жили в том же дворе. Но я что-то не заметил какого-то большого желания у себя полиэтничности и поликонфессиональности, как это пытается выдать Новиков. Я знал и окружающие знали, что я и мои родичи - русские, а что они - осетины. Наличие нормальных личных отношений с кем-то не из своего народа не означает обобщения этого до полиэтничности и поликонфесиональности как идей.
Так же, я думаю, вели себя и викинги, которые осели в Гнёздово - они не полоскали местному населению голову никакой идеей полиэтничности и поликонфессиональности, а просто жили, брал местных женщин в жёны, т.к. своих с собой не брали и для них личные отношения были важнее обобщений про полиэтничность и поликонфессиональность. Групповые конфликты могли возникать тогда, когда группы имели разные представления о жизни и проще было позвать своих на помощь, чем договариваться с чужими. И торговля - да - она способствовала появлению общих интересов и взаимопонимания. Способствовали этому города - скученностью населения и более интенсивным и разнообразным общением. Гнёздово тогда был эдаким мегаполисом на важном торговом пути. Потому он и был таким же "Вавилоном", как сейчас Москва, куда все едут. Но это не означает, что вся Русь была такая же как Гнёздово. Наоборот - Русь какая и была до того, такая и оставалась целое тыщелетие после - большей часть однородной по населению на локальном уровне, разве что с некоторыми зонами контактов.
В чём отличие предыдущих контактов от нынешней Многонационалии.
В том, что людям мозги не компостировали идеей многонационалии, полиэтничности, а, как я полагаю, просто предоставляли жить по своим обычаям. Никакой вигинг, никакой приезжий арабский купец с серебряными дирхамами не убеждал местных - что "славяне - это не национальность, а состояние души", что "славян нет, потому что славянином может быть любой, кто знает славянский язык" и т.п.
Хотя бы потому, что идею нации придумали лишь в веке 19, во Французской революции, и потом лишь через несколько десятилетий в "Весну народов" - во время революций середины 19 века, стали распространять идею создания наций этнически однородными группами - народами.
Добавлю к этому то, что в советское время людей специально запутали терминологией, попутав этничность и политику - нации, политические объединения для создания своего общества и государства. "Национальность" - это по сути декларация большевиков/советских коммунистов о том, что этническая общность изначально является политическим объединением - нацией. А потому из любой этнической группы надо делать нацию и отдельное государство (отдельное от ужасной царской России - "тюрьмы народов"), которое вольётся в дружную семью братских народов СССР (в котором русские будут трудиться за всех остальных). Это на словах - про дружбу народов. А на деле - такой национальной политикой большевики боролись с "русским великодержавным шовинизмом" (который за единую и неделимую Россию). "Деколонизировали" этнические меньшинства (ровно то, что сейчас пытаются сделать современные "деколонизаторы" - враги РФ, пропагандирующие сепаратизм и гражданскую войну), чтоб не давать русскому населению объединиться и скинуть большевиков.
Потому - есть ли где-то личным отношениям не мешают различия в этничности и религии - ну ОК, там происходят контакты. И это не что-то характерное для Руси - а это для любого общества в любое время характерно - в зоне контакта. А в остальных зонах такого может и не быть. Какие-нибудь династические браки - когда главным в выборе была не этничность, а равный статус - это было по всей Европе. Полагаю, что что-то подобное было и внутри сословий. Но религия могла влиять на границы сословий. В более поздние времена брака, не освещённого религией, никто не признавал - потому требовали перехода в другую религию. А в религиозных общинах таких "предателей веры" могли просто убивать. И это становилось причиной появления границ между религиозными сообществами, пусть даже они и веками жили рядом.
Если этого не замечать, то можно дойти до того, что просто от того, что где-то поблизости рядом с тобой живёт чукча - ты будешь говорить, что и ты уже "немножко чукча". Проживание рядом - это проживание рядом, не более того, не какая-то особая полиэтничность и поликонфессиональность. Для выделения чего-то "особого" стоило бы сравнить с тем, из чего эту особость выделяешь - что было у других народов, и в других местах и в другие времена. Не сделал сравнения - не пытайся обобщать на единственном известном случае.
В общем. Я поддерживаю Новикова как археолога, но как того, кто озвучивает подобные политические идеи - такого Новикова я не поддерживаю. Может быть он сказал то, что слабо продумал и тогда ошибка в том, что сказал - это не ошибка в том плане - что он может теперь услышать критику на свои мысли. Но, если будет упорствовать - вот тогда это будет политическим выбором.
Если что, у Новикова есть тг-канал (о чём в передаче сказал Семихатов, когда его представлял зрителям): [Spoiler (click to open)] === https://t.me/archeoprivate Современная Археология 3 847 subscribers О современной археологии, истории, викингах и собственном археологическом опыте t.me/archeologyrus - для связи ===