Светлое Будущее-2032 - техно-опера про советский ОГАС с ИИ и комсомолками
May 21, 2024 11:57
Сегодня только узнал от Масловича-Кибердеда про баян - про опенсорсную техно-оперу Свидетелей Советского Светлого Будущего, основанную на идее ОГАС - управления экономикой с помощью компьютеров. С 19:23:
https://www.youtube.com/watch?v=MdahsM-j_nk 19:18 / 38:00 Гений советской кибернетики Глушков В.М. Андрей Масалович | Кибердед Точка сборки, 15к просмотров, 20 мая 2024 - 103 тыс. подписчиков [Spoiler (click to open)] Ведущий эфира - Игорь Печёнкин. Гость эфира - Андрей Игоревич Масалович, подполковник КГБ в отставке, «КиберДед» - За что американцы покушались на Глушко? - Изобретатель первых компьютеров - Советский интернет и ARPANET - Проект ОГАС - Попытка перекупки Глушкова американцами. - Рок-опера про искусственный интеллект
0) ОГАС при настоящем СССР и не должен был работать (насколько мне на этот счёт попадалась инфа). ОГАС использовала номенклатура в политических целях, чтоб отменить реформы Косыгина: введение материальной заинтересованности работников в результатах их труда, из-за которой с/х рабочие могли получать больше советского и партийного начальства и могли вкладывать свои большие зарплаты в средства производства, чтоб работать лучше и с большим удобством. Тут получался сплошной "капитализм" - "частные средства производства". Т.е. при советской власти работники в принципе не должны были много зарабатывать, и тем более не должны были даже думать о том, чтоб тратить свою зарплату на "средства производства" - на то, чтоб за свои деньги улучать себе условия работы и самостоятельно повышать свою производительность труда. И как только косыгинские реформы отменили - то и проект ОГАС закрыли. Возможно, эта история не совсем достоверная или я её пересказываю криво. Мне в этом посте это не важно - доказательства для другого поста (может, уже даже делал, сейчас не помню). Тут же мне важно просто обрисовать т.зрения, которая мне представляется более адекватным представлением советской реальности.
Второй момент - сама возможность ОГАС - управления экономикой. Это вопрос уже алгоритмический и математический. Масалович в видео говорит о "жадных" до ресурсов алгоритмах. И о том, что Глушко дали порулить компьютерами автопарком - и ничего у него не получилось. Запутался в том, что же хотят получить в итоге.
Сюжет выполнен в жанре альтернативной истории и переносит слушателя в СССР 2032 года. Опера затрагивает проблемы искусственного интеллекта, автоматизации производства, марксистской идеологии, проблемы современной физики, соотношения утопии и практики, соотношения технического прогресса, человеческих ценностей, политики и идеологии. В аранжировках присутствуют элементы техно, «космической» электроники и музыки позднесоветского периода.
Считается первой в мире музыкальной оперой с открытыми детальными исходниками [1] [2].
В 1985 году после К. У. Черненко к власти приходит не М. С. Горбачёв, а первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Г. В. Романов. История идёт другим путём.
В 2000-х годах Романова сменяет Н. И. Плотников - академик, талантливый учёный, создатель проекта АСГУ (автоматической системы государственного управления) - машины, управляющей государством. Постройка машины приносит плоды, СССР укрепляет позиции, расширяет территорию. Однако в 2032 году, при новом генсеке А. С. Милиневском, АСГУ обнаруживает идеологические расхождения с традиционной точкой зрения на коммунизм как общество всеобщего труда на благо общества и коллективизма. Она предлагает более простой путь к частичной отмене товарных отношений - перевод автоматизированных производственных мощностей под свой контроль. Данная идея оказывается неудобной как с этической позиции (лично Милиневский боится превращения населения в потребителей-тунеядцев), так и с политической (бюрократия боится потери власти) и общефутурологической (страх воплощения антиутопий порабощения людей искусственным разумом). В результате машина подвергается перепрограммированию, но это ослабляет эффективность государственного управления. В это же время западные страны, обеспокоенные усилением позиций СССР, развязывают серию локальных войн и ситуация начинает развиваться по опасному сценарию…
Это ни антиутопия, ни утопия, ни гротеск. Скорее попытка фантастического переосмысления коммунистической идеи, её болезненного романтизма и трагизма, столкновения недостижимого христианского идеала всеобщей любви и рационалистических экономических задач. Любовь индивидуальная и любовь всеобщая, война локальная и война глобальная, поиск рая на земле и стремление к самоуничтожению, разум искусственный и разум человеческий… Здесь нет пропаганды за или против, здесь есть лишь проблема. И, подобно жанру фэнтези, где средневековая обстановка не означает стремления автора вернуться в средневековье, здесь социализм также не претендует на политический пафос - он лишь создаёт атмосферу, определённую эстетику происходящего. - 2032.ru «О проекте» ===
б. На Дзене:
=== https://dzen.ru/a/XKDtaPS-vACzWigV "2032: Легенда о несбывшемся грядущем". Техно-опера Виктора Аргонова. частные суждения, 31 марта 2019 - 1,8K прочитали - 8,5K подписчиков
В 2007-м году композитор Виктор Аргонов создал техно-оперу в жанре альтернативной истории. Коммунист по убеждениям, он смоделировал иное развитие истории нашей страны и всего мира, авторским произволом не пустив к власти Горбачёва в 1985-м и направив дальнейшее развитие СССР по маловероятному, даже можно сказать сказочному пути в технократическом антураже.
[Обложка альбома.]
[Spoiler (click to open)]В мире техно-оперы советская власть не только сумела справиться с системным кризисом 1980-х, но даже решила все экономические и политические проблемы с помощью в буквальном смысле "бога из машины". Творчески использовав идеи академика Глушкова о комплексной автоматизации управления советской экономикой, коммунисты-технократы в мире Аргонова к 2019-му году создали АСГУ, Автоматизированную Систему Государственного Управления, работающую как минимум не менее эффективно, чем западные рыночные методы регулирования развитием экономики.
[Виктор Аргонов в 2007-м.]
Но это решение имело побочные эффекты. Начать с того, что идеальная искусственная личность АСГУ, в которую изначально были заложены лишь самые общие критерии развития государства, причём критерии чисто марксистские, такие как постоянное повышение производительности труда и удовлетворение растущих потребностей граждан, выразила сомнения в прочих марксистских постулатах, которые в неё в явном виде не закладывали. Например, сочла спекулятивным и сомнительным термин "тунеядец", которым оперировал в споре с ней генсек Милиневский. По её мнению, сокращение общественно-необходимого труда жителей СССР есть безусловное благо (что абсолютно соответствует марксистской догматике, заметим), независимо от того, увеличится ли от этого количество вовсе неработающих граждан. Ну и самое главное, АСГУ вполне обоснованно решила, что гораздо лучше справится как с общим, так и любым оперативным управлением в стране. Что, естественно, не могло не вызвать опасений у всех советских управленцев.
[Ариэль, голос АСГУ, фото 2002-го года.]
Впрочем, этот кризис благополучно разрешился, к 2032-му году сам же Милиневский поёт осанну АСГУ, благодаря которой "любой вопрос теперь предельно ясен". Можно представить, что АСГУ не подменила собой управляющую прослойку, но стала для неё чем-то вроде безотказного и безошибочного секретаря-референта, а заодно и первого зама, способного самостоятельно решить любой вопрос, но разумеется с учётом указаний шефа. Вот только в некоторых вопросах, целиком свалить ответственность на автоматическую систему управления, невозможно в принципе. Эта проблема обнажилась в момент внешнеполитического военного кризиса. Что из этого получилось и чем всё закончилось - раскрывать не буду, слушайте техно-оперу, она того стоит.
[Карта СССР и СВСК на 2032-й год.]
Для творчества Виктора Аргонова, одна из ключевых тем - возможность взаимопонимания между качественно разными разумами. В рассматриваемой техно-опере - между человеческим и машинным, в "Русалочке" - между человеческим и нечеловеческим (цивилизацией жителей глубин океана). В данном случае АСГУ честно пытается понять людей самыми разными способами, в том числе понять чувства, которые не может смоделировать чисто математически, как она умеет моделировать экономические и социальные процессы в обществе. Это показано в идущей параллельно драме идей лирической сюжетной линии. Чем и кем является влюбившаяся в Милиневского девушка с голосом АСГУ, Светлана Лимаева, остаётся неизвестным. Автор, должно быть, сознательно не стал давать однозначный ответ, оставляя слушателю пространство для догадок. Тем более, что в один из моментов техно-оперы, эмоциональный кризис накладывается на политический и идеологический, АСГУ честно пытается разрешить их все и дать исчерпывающие ответы в том числе и на незаданные вопросы.
=== https://complexnumbers.ru/2032/ О ПРОИЗВЕДЕНИИ [Spoiler (click to open)] Легенда о несбывшемся грядущем - первая полуторачасовая электронная опера владивостокского композитора Виктора Аргонова. Продолжая традиции таких всемирно известных произведений, как «Юнона и Авось», «Иисус Христос Суперзвезда» и «Война Миров», «Легенда о несбывшемся грядущем», при этом представляет собой первый (насколько нам известно) отечественный опыт создания вокально-инструментального произведения крупной формы с ориентацией на ритмическую электронную музыку (главным образом - с прямым ритмом). Аранжировки выполнены в стилях техно-поп, электро/синти-поп, позднего диско, new age, «космической» электроники. Будучи неклассическим произведением, опера включает в себя не только вокальные арии и диалоги персонажей, но и речевые и инструментальные номера. Некоторые фрагменты (арии песенной формы и инструментальные композиции) могут адекватно восприниматься как почти самостоятельные произведения, другие же немыслимы в отрыве от общего сюжета.
Сюжет произведения относится к жанру альтернативной истории. Действие происходит в 2032 году в СССР. Это ни антиутопия, ни утопия, ни гротеск. Скорее, попытка фантастического переосмысления коммунистической идеи, её болезненного романтизма и трагизма, столкновения недостижимого христианского идеала всеобщей любви и рационалистических экономических задач. Любовь индивидуальная и любовь всеобщая, война локальная и война глобальная, поиск рая на земле и стремление к самоуничтожению, разум искусственный и разум человеческий… Здесь нет пропаганды за или против, здесь есть лишь проблема. И, подобно жанру фэнтези, где средневековая обстановка не означает стремления автора вернуться в средневековье, здесь социализм также не претендует на политический пафос - он лишь создаёт атмосферу, определённую эстетику происходящего.
Целевой аудиторией «Легенды о несбывшемся грядущем» являются люди, которым интересна социальная философия, научная фантастика и мелодичная электронная музыка.
Произведение (а также графические материалы и исходники) официально распространяется под лицензией Creative Commons BY-SA 4.0. Следует особо отметить, что «Легенда о несбывшемся грядущем» представляет собой первую в мире оперу с открытыми исходными материалами - как аудио, так и миди-форматов. Подробная информация представлена ниже в разделе «Исходные материалы». ===