Зубарев: бабушка мне говорила, что даже двери не закрывали - а я не верил
Sep 05, 2023 17:07
Зубарев - с Донецка (его старший брат при "Украине" был из воров, общался с авторитетными ворами - потом помер от передоза наркоты) - после переезда в Китай удивляется тому, насколько китайцы в его окрУге не заморачиваются о защите своей собственности, которую оставляют на улице. Замки на велосипедах есть - но не пристёгивают. Электромобили не закрывают.
Ролик не с канала Зубарева - вроде бы, на своём Зубарев его сразу же удалил, может быть, чтоб не привлекать воров в Китай:
1) Не помню где, но вроде недавно разбирал, как с тем же тезисом обращается Шульман. [Spoiler (click to open)]Она как-то пренебрежительно отнеслась к "бабушкиным сказкам" про незакрываемые двери. Я там расписал, каким могли быть причины, почему так было, и почему это было не везде и не всегда, а только где-то.
Один момент, который у меня регулярно всплывает в критике Шульман - это то, что она строит свои представления о реальности по зауженной статистике. В т.ч. и про "незакрывание дверей". Иногда по недомыслию, иногда по преднамеренно и ангажированно зауженной статистике, которая приводит к выводам, что такие-то явления (которые рассматривают, например, исключительно в "автократиях" или исключительно в "демократиях") - они являются следствием того устройства общества, а не результатом других, более общих причин, а следствием устройства общества является что-то другое - например реакция на эти явления или ещё какие-то связанные события.
В общем, в любом случае - это просто результат того, что Шульман получила кандидатскую учёную степень, учит студентов как доцент/профессор, но до сих пор не удосужилась выяснить, что такое научный метод. Она ещё какие-то лекции читает о когнитивных искажениях у других людей. Тогда как самое главное когнитивное искажение, которое могло бы её волновать - как она вообще остаётся кандидатом наук и не понимает научного метода.
Шумальн ещё не нравится идея "чёрных лебедей". Полагаю, что она даже не способна связать зауженность статистики, по которой делаются выводы, с этими самыми "чёрными лебедями", которых не смогли заметить, т.к. статистику подбирали так как "удобно" для подгонки под заранее известный результат, а не как надо по научному методу.
Для порядка - тот же тезис применяю к самому себе. И оказывается, что я тоже часто ссылаюсь на какие-то отдельные, возможно, уникальные случаи, а не на статистику. Хотя по ним часто делаю глобальные обобщения (и которые потому могут быть ошибочными, что что-то не учёл из-за малой стат.выборки).
Тут могу заметить, зачем я так ссылаюсь на какой-то личный опыт. Чтоб не увлекаться фантазиями, а всегда в посылках к выводам опираться на то, что хотя бы какую-то имеет связь с реальностью. Второй уровень выводов - выводы на выводах - мной считается уже опасным существенным отрывом от реальности. Но таки да - статистика бы всё равно не помешала. На что меня - как блогера и обывателя - просто не хватает.
Однако - я обыватель и блогер, а не кандидат наук, доцент/профессор. И пишу в блоге/жжурнале, а не выступаю с кафедры представляясь учёным и преподавателем со степенью. Для меня запись моих мыслей - это всего лишь хобби, а не работа. Так что требования к себе и своим текстам в своём жжурнале устанавливать могу только я сам. А к Шульман требования определяются более формальным путём. Возможно те формальные требования она как раз выполняет и легко получила кандидата наук, доцента/профессора - не имея представления о научном методе. Ну так это тогда показатель не только уровня Шульман, но и уровня тех, кто определяет такие требования к ней, что нет проверки понимания научного метода.
Вот такой плохой уровень дискуссий в Восточной Европэ. Что блогеры призывают кандидатов наук разобраться с научным методом.
2) Так вот. Ролик с Зубаревым я привёл к тому, чтоб показать, что даже в современном мире есть места, где "не закрывают двери". [Spoiler (click to open)]
Чтоб набрать больше статистики про "места, где не закрывают двери". Что это бывает не только там, где у людей нет имущества - как иной раз в сельской местности в СССР, как в каком-нибудь Бангладеш сейчас. Но "двери не закрывают" и там, где много новых дорогих гаджетов - в КНР. Возможно, потому, что государство отбивает всякое желание воровать?
3) А ещё можно привести рассказы (например, Ежи Сармата) о Сингапуре, где оставленные на столике кафе кошелёк, айфон, нотебук - будут дожидаться своего хозяина, [Spoiler (click to open)]а хозяева кафе ещё ему и позвонят, если найдут, куда обратиться.
Т.е. это места, где строгое отношение к соблюдению законов и жёсткие кары к ворам, к присвоению чужого имущества, даже просто намусорить - будет стоит очень дорого. Потому люди стараются жить законопослушно, ибо, в том числе дорожат тем, что живут в таком раю, где личная безопасность и безопасность имущества надёжно защищена, что не надо тратиться на дополнительную индивидуальную защиту.
4) С другой стороны - такое общество благоденствия и законопослушания делает людей доверчивыми, и их легко обманывают в других местах или при разрушении мира благоденствия. [Spoiler (click to open)]
Нечто подобное случилось и в СССР, где обо всём думали Партия и Правительство, и как СССР кончился - думать пришлось уже самим, а люди на это не натренированы. По каким-то вопросам до сих пор не натренировались, не выработали свои общественные институты, чтоб решать свои проблемы.
Особо ничего не выбирал - брал первые в сортировке "по популярности".
Постсоветская полиция - такая полиция. Не только в РФ, но даже в Казахстане [Spoiler (click to open)](где Шульман уже не будет критиковать местную власть и рассказывать о том, как у них не хорошо - потому что её выгонят из вуза и будет она сидеть на пособии для неосоветологов-канегианцев): === https://www.youtube.com/watch?v=SnrcaVcHtmU&lc=UgwkAO8ZJqCiFFF9RdF4AaABAg @user-pk8fw7fm8f, 1 месяц назад У нас, в Астане, китайцы снимали квартиру, а когда у них, из подъезда, украли велосипеды, были крайне удивлены, но удивление было больше, когда узнали, что полиция искать не будет (лайков: 5,6 тыщ, ответов: 87) ===
Не знаю, насколько это достоверно - но история про проходимое место, где самое место для проходимцев, но их не оказалось: [Spoiler (click to open)] === https://www.youtube.com/watch?v=SnrcaVcHtmU&lc=Ugwg4R2R5X_te9B1TWZ4AaABAg @elenatamm5497, 5 дней назад Помню забыла в Шанхае на вокзале в зале ожидания свой планшет. Ушла, через час о нем вспомнила. Думала зачем возвращаться, уже уперли давно. Все-таки вернулась на всякий случай. Планшет так и лежал на кресле, вокруг толпы народу... (лайков: 237, ответов: 15) ===
И как же без личных воспоминаний: [Spoiler (click to open)] === https://www.youtube.com/watch?v=SnrcaVcHtmU&lc=UgxSNamT-yDaGBlySXR4AaABAg @user-hs3zw4tu9k, 4 дня назад Я тоже помню, как в детстве мы не закрывали на ключь двери. Хорошее было время. === https://www.youtube.com/watch?v=SnrcaVcHtmU&lc=Ugw2Krw0uQPS6zU6ki14AaABAg @user-hr9kj8pi4o, 17 часов назад я помню ещё в детстве эти времена когда двери реально были открыты для всех. Особенно такое актуально в деревнях, и до сих пор есть в отдаленных. Соседи спокойно заходят к тебе даже если тебя дома нет, могут пока ждут тебя чайку сами себе заварить или кушать приготовить)или просто взять что-то попользоваться. И это круто с другой стороны. Совершенно иные отношения людей. Гораздо теплые и добрые. Я выберу лучше это, чем абсолютное личное пространство.И кстати такие люди уважают друг друга, и очень трепетно относятся к его вещам и дому. ===
6) Анонимность массового индустриального общества и уход анонимности в обществе постиндустриальном. [Spoiler (click to open)]
Чтоб не только критиковать Шульман, замечу, что у неё же было и поднятие темы связи наличия проходимцев в атомизированном массовом индустриальном обществе, и его распад с приходом соцсетей и уходом из-за этого анонимности в обществе постиндустриальных услуг.
Однако - та же Шульман сообщала, что в Китае общество тоже очень сильно атомизировано, как в постсовке. И, возможно, даже больше. Например, попадались видео, как китайцы сорят прямо себе под ноги, что в электричках у них срач как на помойке. Но вот как-то с проходимцами и криминалом у китайцев не задалось. По крайней мере в каких-то местах их у них нет заметного криминала.
Вообще-то это тема про социальный капитал. Я пока в ней не разобрался, чтоб что-то написать внятное. Потому - просто оставлю этот пункт, как напоминание самому себе, что стоит разобраться.
И это не то, чем пугают в сказках про китайцев, а просто давно разработанная тема в социологии. Явление, которое есть во всех обществах. Просто где-то о нём вообще не заботятся, где-то оно само складывается, а где-то, как с китайцами - государство держит их в ежовых рукавицах (и не только в КНР, но и на Сингапуре, например)