ДЕГ о кооперативах и соображении на троих

Jun 15, 2021 15:05

Галковский продолжает разбирать "русскую" социал-демократию начала 20 века. Глава про "русского" "рабочего" и "демократа" польского крещёного татарина "сармата" Туган-Мирзу-Барановского.

С 8:31 - про кооперативное движение и, по мнению ДЕГа, его советский аналог - "соображение на троих":

https://www.youtube.com/watch?v=tf-E24zPGA0&
8:31 / 1:02:25
150. Эй, баргузин, пошевеливай вал: III. Искренние люди (Туган-Мирза-Барановский)
galkovsky, 13 июн. 2021 - 23,7 тыс. подписчиков
Очередная серия социал-демократического аниме про потусторонних русских рабочих.


Выделил этот выпуск для пиара канала и контента Галковского - потому что именно в этом моменте ДЕГ вышел за историческую канву и объяснил более общие явления. С историей у него тоже интересно, но там надо уже тщательнее разбираться - обкладываться источниками и проверять, насколько корректны выводы ДЕГа или они притянуты за уши.

1) Тема с кооперативами - и то, как их продвигают леваки - она до сих пор актуальна. И как раз интересно разобрать аргументы ЗА и ПРОТИВ кооперации. ДЕГ озвучил ПРОТИВ: кооперативы навязывались как обоснованная религиозной коммунистической верой замена добровольного наёмного труда на кооперацию. Замена наёмного труда на равное партнёрство существенно неравных участников - хозяина и работника. Мол, это будет приводить к саботажу управления слабым участником и невозможностью повлиять на него сильного.

Мне же попадались современные аргументы за кооперацию - как схематоз. Для экономии на соц.взносах и для защиты от рейдерства. И там тот момент, который ДЕГ объявляет слабым обходится через учёт долей участия в кооперативе. Сильный участник оказывается способным управлять этим кооперативом - у слабых участников нет блокирующего голоса.

Исторический аргумент за кооперативы - артели. Они же были и были достаточно адекватными экономическими объединениями.

Но можно сказать, что и современный схематоз, и артели - это не то, что продвигалось и продвигается под видом "кооперативов", верующими в коммунистическое равенство людей и в невозможность наёмного труда по религиозным соображениям.

Кстати, почему-то любители коммунизма не хотят рассматривать своё отвращение к наёмному труду именно как религиозный запрет. Если они не будут упираться в свою "научность" и признают себя религиозным течением, то у них появится возможность перенимать опыт других религиозных групп, у которых есть разные запреты на экономическую деятельность. Смогут подсмотреть колхозный строй в кибуцах, которые держится не на насилии над колхозниками, как в СССР, а на дотациях от государства, как в Израиле. Смогут подсмотреть "мусульманский банкинг", который обходит религиозный запрет на ростовщичество.

2) "Соображение на троих" - оно вроде бы явление понятное. Но ДЕГ показал, как советская власть издевалась над людьми и как это привело к таком "соображению". Коммунисты запретили питейные заведения, где можно было потреблять алкоголь небольшими порциями - столько, сколько войдёт. И заменили слабоалкогольные вина на крепкую водку в поллитровых бутылках. Насколько я понял - это была советская попытка изменить человека исключительно изменениями в окружающей среде. Которая не сработала. Те, кто после работы расслаблялся выпивкой - продолжил расслабляться выпивкой, только уже с булыткой водки, которую удобно было брать на 3, чтоб сразу её выпить. После чего советская власть стала бороться с последствиями своего волюнтаризма - с "соображателями на троих", которые "соображали" где придётся, вместо питейных заведений, откуда людей выгнали.

Сейчас рюмочные и кафешки с алкоголем пооткрывали, алкоголь в мелкорасфасованной таре продают, ассортимент алкоголя расширили - без особого дефицита на слабые градусы. Сейчас соображать актуально лишь для тех, кто экономит на таких услугах, кому важнее сделать всё максимально дёшево в каких угодно условиях. Появилась возможность платить, чтоб не деградировать.

большевики, леваки, совок

Previous post Next post
Up