Мои переводы Хаима Вальдера

Nov 17, 2011 22:36



Последний переворот Виктора Нисанова

(из сборника "Люди рассказывают о себе")

Хаим Вальдер(перевод Лилия Горовиц)Продолжение

Да, Виктор Нисанов становится националистом. Он расписывает заборы и стены ультрa-правыми лозунгами на русском языке. Не  особо комплексуя оттого, что ни  арабы ни большинство евреев в Израиле не читают по-русски. Но стены в Израиле могут вытерпеть  все. Виктор, правда негодует, что на стенах не найти свободного места из-за всяческих "Нун 


нах Нахман ..(*)" или "Ам Исраель хай(**)".  И все же он ухитряется вплести и свои призывы, между ними.
   Его герой - израильский политик российского происхождения, который говорит то же, что и Виктор с друзьями.
   Виктора переполняет презрение к этим жид...в смысле израильтянам, проявляющим преступное великодушие к своим врагам. Да, пока что путается в его голове прошлое и настоящее. Тяжело ему свыкнуться с мыслью, что он сам еврей. Иногда Виктор ловит себя на том, что обзывает своего приятеля "жид", так же, как делал раньше в детстве. 

Есть у него, однако, проблема. И, согласитесь, что для этого имеются все основания. Тяжело быть коммунистом, капиталистом, националистом, гоем, евреем - и всё это - в течении какого-то жалкого десятка лет. А  ведь  именно это и произошло с Виктором.
   Он не может дождаться призыва в Израильскую армию. И вот наконец-то сбываются мечты.
Он проходит службу на границе. Именно этого Виктор и хотел: только дайте ему дорваться до территорий, уж он  покажет этим арабцам, как русские парни расправляются со своими врагами! Ну да, он, конечно же, не русский, но идея-то понятна.
   И действительно, в первые месяцы службы использует Виктор каждую свою встречу с арабами, что бы показать им, кто здесь хозяин. Только дайте ему быть ответственным за какой-нибудь пограничный пост, и можете быть уверены - очередь из арабских машин будет максимально длинной, и все водители автомобилей должны будут выйти из машины и положить руки на капот.


Виктор срывает на арабах все разочарование, накопившееся за последнее десятилетие. И можете не сомневаться - речь идёт о большом объёме разочарования. Иначе не понятно - что может заставить человека, снять мешок с мукой с арабской машины и во время тщательнейшей проверки вытащить карманный нож, продырявить мешок, так что все содержимое вываливается на дорогу, а затем сказать водителю:"Ты можешь все собрать и продолжить путь". И потом смеяться всю дорогу на базу...
   В течении полугода Виктор - самый жестокий пограничник   в округе.
Все это до тех пор пока его не переводят на внутренние территории - на границу лагеря беженцев в районе Хеврона.
Там он обнаруживает, что все, что делал до сих пор, было лишь репетицией настоящего дела.

Как то утром на электрическом столбе около базы был обнаружен прицепленный ночью флаг организации освобождения Палестины. Рота задерживает усатого араба лет 50, проходящего мимо.У него чёрный портфель.Не такой как у террористов, а такой, как у учителей.Солдат забирает портфель и требует, чтобы араб забрался на столб и снял флаг. Человек не решается. Друзья Виктора по роте передергивают затворы на автоматах. Араб начинает карабкаться. Виктор следит за ним, человек медленно продвигается к вершине, слишком, слишком близко к проводам. Он пытается протянуть руку, но отдергивает из страха задеть провода. Солдаты кричат ему: -Быстро, быстро, у нас нет времени!
   Араб смотрит вниз, пугается и начинает спускаться . Несколько автоматных очередей в его сторону заставляют его усомнится в принятом решении.
   Он снова поднимается.
   В конце концов протягивает руку….
   У Виктора перехватывает дыхание….
   Он приближается к проводам….
   Виктор не может этого видеть.
   Араб хватает флаг и...срывает его. На этот раз все обошлось, в отличии от прошлого случая, как рассказывали на базе.
   В один из дней приближается к посту группа подростков. Солдаты велят им убиратьс я.

Они не повинуются . Кто то стреляет. Все убегают, кроме одного. Пуля пробила школьный портфель и зашла п рямо в сердце.
   Подросток перевезён на пост и там зафиксирована его смерть. Через пол часа появляется его отец. Он крутится около поста и спрашивает, что с его сыном. Никто не решается ему ответить. Виктору хочет плакать.
   В другой день с арабской стороны прибывает на пост машина скорой помощи.Водитель просит: -Не задерживайте, у меня в кабине человек без сознания.Но у Элоко, солдата из подразделения Виктора, есть очень много времени.
   - Выходи, -командует он водителю. Тот кричит, что нужно торопиться, солдат передергивает затвор автомата, водитель выходит.
   Виктор открывает заднюю дверь и видит хрипящего человека.
   -Элико, тут действительно больной в критическом состоянии, -говорит он напарнику.
   - Дай ка я проверю, -усмехается Элико, поднимается в машину и сбрасывает больного на пол. Груда автоматов М-16 падает вместе с ним.
   " Больной" перестаёт быть больным и пытается вытащить пистолет, и тогда он навсегда прекращает быть больным, так как становится с помощью Элико мёртвым.
   Несколько дней спустя производит Элико ту же операцию с другим больным, правда в этом случае больной был действительно болен. Но результат операции тот же, и этот больной становится мёртвым в результате проверки произведённой Элико.
   Виктор совсем запутался. Кому верить? Кого подозревать? Кто из них хочет твоей смерти, а кто нет?
   Виктор больше не ищет справедливости. То, что он наблюдает, слишком тяжело.Он не хочет видеть раненных и убитых детей. Даже если они кидают в него камни и даже если они сами хотят его смерти. Он обнаруживает, что его ультр a -правый национализм такой же "прочный" как и его предыдущие убеждения.
   Он не хочет также видеть солдат, которые считаются "левыми".Особенно после одного случая .
   Несколько солдат получили задание   задержать подозреваемого. Когда его задержали, солдаты стали возмущаться, что у задержанного есть ребёнок четырех лет, который останется один в доме если заберут его отца.И единственный выход, который был найден - забрать его вместе с отцом в тюрьму. И так как есть приказ закрывать глаза всем задержанным, обнаруживает Виктор утром в камере ребёнка, дрожащего от страха и холода с мешком на голове. И это ещё солдаты левых убеждений!
   Виктор начинает понимать, что вопрос не в том, кто левый, а кто правый. Это просто такая страшная действительность и единственный оставшийся вопрос - почему он Виктор, должен был приехать из России и воевать не в своей войне?
   Виктор понимает солдата, когда тот выстрелил в подростка собиравшегося кинуть в него камень. Все думали, что это бутылка с коктейлем Молотова. И Виктор тоже. После того как солдат выстрелил и парень был убит, выяснилось, что это был камень.
   - Бедняга схватил камень, похожий на бутылку - это было надгробная речь солдата. Виктор понимал его.
   Ho Виктор меньше понимает двyх солдат, остановивших машину за нарушение комендантского часа, в которой сидела пожилая пара.



Они сказали, что им нужно срочно в больницу, но это говорят все нарушители коме ндантского часа. Офицер приказал проколоть шины и выпустить воздух из колес, что бы все знали, что во время комендантского часа не выходят из дома не под каким предлогом. Виктор помнит, как удаляется военный джип и двое стариков смотрят им в след пустыми глазами, cидя в своей неподвижной машине.
   - Если б мы этого не сделали, завтра же все жители Ель-Бира попытались бы нарушить комендантский час, говорит офицер. И Виктор знает, что офицер прав и все же старики...в неподвижной машине...
   Но окончательно ломает Виктора и приводит его к следующему перевоплощению следующая история:
   Идёт патрулирование комендантского часа. Вдруг слышны шаги. Начинают преследование нарушителя и выясняется, что это мальчик лет десяти, который быстро бежит по переулкам. Они бегут за ним, пока тот не приближается к дверям своего дома, резко стучит в двери и за секунду до того как солдаты хватают его, дверь распахивается и он успевает проскользнуть вовнутрь. Они вламываются за ним и видят как отец ребёнка со всей силой бьёт его по чём  попало. Мальчик плачет и вырывается, а отец обращается к солдатам:
  - Не надо, я сам, я сам его накажу.
   Все начинают хохотать, а Виктор готов разрыдаться. Нет у него сил видеть это. Даже если справедливость на его стороне, не хочет он участвовать в этой борьбе.
   Виктор много размышляет. И никто в его окружении ничего не подозревает.
****

Четвёртoe перевоплощение - самoe опаснoe : Виктор переходит на другую сторону. Сначала неосознанно, просто игнорируя приказы и содействуя прохождению машин из Палестины, а затем массивной поддержкой, граничащей с саботажем усилий своих напарников. Как и каждое предательство, это начинается с того, что он пытается всего лишь облегчить страдания палестинского народа. Однако очень скоро начинает сочувствовать им и действовать в их интересах. Он забыл, как совсем недавно всем сердцем ненавидел активистов левого движения, которые со скрежетом зубов вставали на защиту палестинцев. Тогда он не понимал, почему эти активисты предпочитают справедливость по-арабски, справедливости по-еврейски. Он и сейчас не понял.Он просто сделал выбор. При ситуации, когда каждый день солдаты сталкиваются лицом к лицу с теми же палестинцами, очень быстро все начинают узнавать друг друга в лицо. Изменения произошедшие во взглядах Виктора, хоть и остались неизвестны его друзьям, очень быстро были обнаружены арабским населением.
  Они начали улыбаться ему и искать сближения. И это послужило последней каплей для произошедшего в его душе очередного переворота. Очень скоро, во время обыска в арабском доме, он был приглашён на чашечку кофе с интеллигентным, просвещённым арабом, говорившим на чистейшем иврите. Первая беседа не касалась идеологии, а содержала в основном комплименты человечности и доброте Виктора.
   Но последующие беседы были направлены точно в болевые точки нового репатрианта, который мирился со своим еврейством не более, чем он мирился с коммунизмом, капитализмом и национализмом вместе взятыми.
   Несколько часов, проведённых в беседах, завершают четвёртый по счету переворот во взглядах Виктора. И вот уже его собеседник-араб имеет перед собой израильского солдата, заражённого ненавистью к евреям вообще и к израильским евреям в частности.

Он слушает рассказы своего нового учителя и наставника Або-Йосефа об оккупации, об угнетении и кровавых расправах евреев на оккупированных территориях. О боли и унижении, которые чувствует каждый араб от того, что его земля находится под властью чужеземцев.
   Виктор встречется с ним тайно по ночам, а день проводит со своими друзьями солдатами,  которые сами-то не всегда имеют четкую, продуманную позицию о своем историческом и моральном праве на эту землю
   Цель Або-Йосефа понятна. Он хочет использовать Виктора как технического исполнителя заданий направленных против Израильской армии. Когда же его используют до конца, есть у Або-Йосефа дополнительный план, который он, конечно же, не торопится рассказывать наивному солдатику.
   После промывки мозгов, которую проходит Виктор, он выражает согласие помогать палестинскому народу в его борьбе против израильских захватчиков. Однако, он ни в коем случае не готов совершить что-либо, что может принести вред его друзьям по подразделению. Из его слов можно сделать вывод, что Виктор согласен содействовать палестинской борьбе внутри Израиля.
   И вот в первый же отпуск Виктора направляют в район Иерусалима, что бы передать послание другу Або-Йосефа. Само послание не имеет никакого значения и придумано лишь для того, что бы проверить - передаст ли Виктор письмо, или же он - двойной агент.
   Виктор совсем не ориентируется в Иерусалиме и по дороге к восточной части города попадает в район Меа Шеарим.

Он останавливается и спрашивает одного из жителей района: -Как попасть в…? Но получает очень странный ответ: - Cолдату армии сионистов не  намерен оказывать помощь!
   Услышанное очень понравилось Виктору.Вот пожалуйста, без особых усилий находит он ещё одного еврея, настолько ненавидящего израильскую армию, что не готов помочь даже в такой мелочи, как уточнение адреса.
   По правде говоря, Виктор не представляет - с кем его свёл случай. Речь об Ароне Кирше - одном из самых стойких воителей против сионизма и всего, что он представляет. Его имя хорошо известно в полиции и к нему относятся как к эксцентричному и безвредному чудаку, из тех, кого можно увидеть на любых демонстрациях протеста.
   Кирш скрывается в одном из домов, Виктор решает следовать за ним. Он стучит в дверь. Кирш открывает и по его лицу можно понять, что в нем происходит борьба между заповедью гостеприимства и протестом против всего, что связано с сионизмом.Заповедь побеждает и он кивком приглашает Виктора зайти. Виктор оказывается в небольшой, бедно обставленной комнате.
   - Я хотел бы узнать поподробнее, почему ты не хочешь мне помочь? -спрашивает Виктор.
Да ..., этот вопрос падает на благодатную почву и зажигает радостью глаза Кирша.
Дело в том, что он уже давно ищет хоть кого-нибудь, кто ещё не слышал все его претензии к сионизму. Но, по его расчётам, население Иерусалима более или менее знакомо со всеми его установками и рассуждениями.И вот Hебеса посылают ему свежего слушателя!
   Он начинает свою речь, пронизанную огненными стрелами против сионизма, он с пылом доказывает насколько важно стереть его и память о нем из душ евреев.Хотя друзья всегда указывают ему, что нет смысла пинать дохлую собаку и бороться с идеологией, которая давно пылится на свалке, Кирш все равно упорствует.
   Виктор потрясён и не верит своим ушам, вот так, без минимальных усилий, наткнулся он именно на такого человека, который может ему помочь.
   - Итак, -говорит он, -я хочу, чтоб ты знал, - я придерживаюсь таких же взглядов, что и ты.
Кирш смотрит на него с подозрением: уже было несколько хулиганов, пытавшихся подшутить над ним. Он не позволит этому наглецу - солдату сделать тоже самое.
   Виктор видит недоверие в глазах Кирша и начинает рассказывать ему о своей службе на территориях и о своих выводах направленных против государства евреев и его армии.
   - Однако я не такой как ты, я не ограничиваюсь болтовнёй, -говорит он, -я собираюсь действовать!
   - И что ты собираешься делать? -спрашивает Кирш.
   - Я хочу помочь палестинцам расправится с израильским врагом, -шёпотом говорит Виктор, -и я хоч у, что бы ты помог мне в этом.
И тут Кирш понимает, что этот человек не шутит. Первый его порыв - выскочить на улицу и кричать "Xватайте его!", но он решает продолжить игру.
   - Как ты хочешь, что бы я помог тебе?
   - Задача: установить взрывное устройство около здания полиции Иерусалима, -отвечает Виктор.
   Кирш чувствует, что готов потерять сознание, но только боится это сделать.Перед ним сидит т е р р о р и с т еврейского происхождения и говорит о своих планах взорвать евреев, да хотя бы   и сионистов - что делать?!!
   Первое что приходит ему на ум -это Йосале Шихман.Кирш говорит Виктору :
   -Погоди минутку, есть один  человек, сосед, он мой технический исполнитель, он сделает все, что будет необходимо.
   Он поднимается на один этаж и громко стучит в дверь Йосале."Йосале проснись!" Но Йосале продолжает спать. Кто смеет помешать его послеполуденному сну?!Однако стук не прекращается и Йосале подходит к двери.
   - Чего ты хочешь?
   - Йосале, открой быстро дверь у меня дома сидит террорист!
Ну-ну ..это снова Кирш со своими тараканами. -Передай ему привет! -кричит из-за двери Йосале.
   - Я не шучу, немедленно открой дверь!

Йосале открывает дверь и Кирш, дрожа от ужаса, рассказывает ему о солдате, который сидит в комнате внизу.
   Сначала Йосале подумал, что кто-то разыгрывает Кирша на его любимую тему, но потом решил, что вряд ли найдётся кто-либо, готовый потратить пол-минуты из своего времени, чтобы разыграть такое ходячее недоразумение, как Кирш.
   -Все в порядке, -говорит он, -я умею справляться с террористами, и Йосале спускается к Виктору.
   Виктор рассказывает теперь уже Йосале о своих планах, но прежде удостоверяется, что и тот противник сионизма.
   - Противник, противник - успокаивает его Йосале, -каждый день сжигаю по флагу после обеда.
   Что ни говорите о Йосале, но он не пустослов. Он тихонечко шепчет Киршу на идиш, чтобы тот отвлёк опасного типа, пока Йосале вызовет полицию. Но Кирш нe согласен вызывать полицию сионистов. Не в его доме! Только если Рав Штайн допускает это.
   Йосале идёт к Раву Штайну, который считается одним из выдающихся раввинов в округе.Рав приходит поговорить с Виктором и сразу понимает, что перед ним абсолютно запутавшийся, потерявший ориентацию в жизни парень.
   Он требует чтобы двое покинули комнату и просит у Виктора рассказать всю свою жизнь, с самого детства.
   В течении двух часов рассказывает Виктор о четырёх переворотах произошедших в его мировоззрении. От юного преданного коммуниста до солдата-террориста.
   Из беседы с равом понимает Виктор, что эти люди, хоть и являются противниками сионизма, но не будут помогать ему вредить евреям. Он не понимает, почему и рав Штайн объясняет, что евреи не наносят вреда своим братьям, что бы те ни делали. Только если получили указание Вс-вышнего совершить это.
   - Мы любим всех евреев, -говорит рав Штайн, -и ожидаем, чтобы все раскаялись и вернулись к нашему Отцу Небесному. Но у нас и в мыслях нет принести вред кому-либо только потому, что он временно стоит на ложном пути". Рав Штайн углубляется в беседу с Виктором и разъясняет ему все перевороты, которые тот претерпел в жизни.
   -Ты бросался из крайности в крайность, потому что никогда не чувствовал свою связь с миром. Ты не принадлежал ни к какому народу, не знал своих корней. Поэтому слышал мнение и доводы и приходил к какому-то убеждению. Cлышал противоположные доводы и переходил к новому убеждению. А спросил ли ты себя когда нибудь: -Кто я ? Зачем пришел в этот мир?
   -И действительно -кто же я? - спрашивает Виктор.
   - Ты еврей, а еврей всегда остается евреем - неважно - в какой стране он родился, коммунист он или нет. У тебя есть Создатель. И ты должен верить ему и полагаться на него. Создатель устанавливает законы и нужно подчиняться им, даже если не все понятно. Иудаизм, -продолжил Рав, -это не вера - это единственно возможный способ жизни еврея. В него не верят - им живут. Даже если кто-то пытается убедить тебя в обратном - еврей всегда остается евреем. Ты пережил в своей жизни четыре душевных переворота. Если ничего не изменишь, скорее всего, сменишь еще несколько мировоззрений. В иудаизме не нужно убеждаться доводами, нужно верить искренней верой, а значит и невозможно переубеждаться. Коммунизм - это убеждение, национализм - это убеждение. Иудаизм - это знание и вера, он не связан с убеждениями и .мировоззрениями.
  Виктор остался ночевать в доме Рава Штайна, a так же и следующие десять ночей. Целый мир открылся перед ним - мир, о существовании которого и не подозревал.Он вдруг почувствовал свою принадлежность к чему-то, хотя и был далек от этого как восток далек от запада. Он чувствовал, что возвращение к истокам успокоит метания его души.
****

По прошествии десяти дней Виктор решился на пятый и последний переворот в своей жизни. Но осталось решить, как ему выпутаться из ситуации, в которой он оказался.
   Рав Штайн связался с неким лицом, образовалась связь с израильским Шабаком(***) и выстроилась некая сделка -   операция, по которой Виктор будет использован как двойной агент и продолжит связь с Або-Йосефом, чтобы выяснить все детали его деятельности. За это ему простят вступление в связь с врагом. Представитель Рава Штайна настоял на том, чтобы Виктор все же получил наказание за контакты с вражеским агентом. И наказание должно быть, чтобы Виктору сообщили о прекращении им службы в рядах в Армии обороны Израиля. Представитель Шабака прекрасно понимал причины этого "наказания", которые конечно же крылись в отношении Рава Штайна к службе в Израильской армии.Сделка состоялась, притом, что обе стороны прикрыли глаза на те или иные неудобные моменты.
   Йосале заканчивает свой рассказ, и его друзья затрудняются переварить эту историю. Лишь спустя некоторое время возвращаются они к вопросу, с которого началось наше повествование.
   -А что же с бомбой, Йосале? Как ты оказался рядом со взрывным устройством?
   - А, это…, говорит Йосале… -Ну, в общем, по плану Виктор должен был установить взрывное устройство большой мощности около здания полиции. Все это для того, чтобы купить доверие Абу-Йосефа. Виктор получил заряд и передал его Шабаку, который где-то взорвал его, но не ранее, чем сделал точную копию с кучей проводочков и железяк, естественно, без грамма взрывчатых веществ. Ho, так как нужен был кто-то, кто, как бы обнаружит взрывное устройство, (иначе Абу-Йосеф не поймет, почему оно не взорвалось), то рав Штайн предложил, меня на роль такого человека, ибо я так или иначе уже в курсе дела. И тут тoже выстраивается некая сделка, по которой мне "прощают" все мои неоплаченные штрафы за нарушение правил дорожного движения, незаконные парковки, а так же за то, что я иногда приклеиваю тут и там на стенах Иерусалима разные призывы и прокламации. Я же за это "нахожу" бомбу. При этом, если бы у меня была бы хоть тень сомнения, что она нe настоящая, скорее всего я до сих пор бежал бы подальше от этого место, не оборачиваяь назад. Ho так как я точно знаю, что речь идет о муляже, я без опаски отсоединяю проводки и "нейтрализую" эту консервную банку. И при этом самая большая опасность которая мне угрожает, это поцарапаться об один из проводочков. Другая опасность, которой я неожиданно подвергаюсь, это превращение в героя, a в результате этого - кучи любопытных, таких, как вы, к примеру, мешают моему послеполуденному отдыху. Хотя, с другой стороны, есть некоторые приятные стороны и в этом положении, вроде различных милых игрушек в виде серебряных кубков, отмены штрафов за стоянки. А недавно меня даже попросили провести цикл лекций о героизме в наши дни, и это уже может принести мне коe-какой заработок на благо семьи.

Последние слова напоминают Йосале еще о чём-то: Впервые в моей жизни я слышу, как мой сын произносит : “я - сын Йосале Шихмана”, а это уже само по себе стоит вложенных сил.

Эпилог

Примерно через неделю после установки Виктором "взрывного устройства" (и "обезвреживания" его Йосале) Шабак раскрывает организацию студентов, затесавшихся в израильскиe университеты с целью проведения терактов против израильтян. Сделка coвершилась, Виктор был освобожден от службы и начал учится у Рава Штайна. Присущее его характеру стремление к правде и целостности плюс большие способности превратили его в действительно религиозного человека, стремящегося исполнять все заповеди Создателя. И наконец прекратились его душевные метания.
   - А откуда нам знать, что это его последнee перевоплощение? -спросите вы .
   Говоря по правде, рав Штайн тоже опасается этого.Человек, претерпевший в своей жизни так много переворотов… Кто может поручится, что oн не продолжит меняться и дальше?
Это причина, по которой ученики Рава Штайна стараются особо обращать внимание на простую искреннюю веру в Создателя, в Его Тору, в Его заповеди. Рав Штайн не дает повода Виктору думать, что после того, как убедится логически в истинности Торы - он станет верным сыном еврейского народа. И постоянно напоминает Виктору, что тот уже убеждался в справедливости нескольких идеологий. Виктор научился не полагаться полностью на своё мнение, а пренебрегать своими рассуждениями перед мнением Торы и заповедями Всевышнего.
   И тем не менее, когда спрашивает Виктор Рава Штайна - есть ли опасность нового переворота, рав уходит от ответа.
   После длительной работы над собой вступает Авигдор (Виктор) Нисанов в брак по Закону Моше и Израиля и строит красивую еврейскую семью.Только на праздничной трапезе в честь церемонии Брит-милы его первенца отвечает рав


Штайн на его вопрос и отметает опасения в отношении будущих переворотов.
В своей речи рассказывает рав Штайн историю нашего отца Авраама, который искал Создателя.
   - И Авраам сначала был уверен, что Cолнце - Создатель всего, затем уверился, что, наоборот, Луна - это Создатель, a в конце концов открыл, что Всевышний - Б-г. А кто поручится, что не будет искать дальше?
- В том то и дело, -сказал рав Штайн, -тот, кто верит во Всевышнего и в его Тору, знает,  что  всякий, кто узнал правду - останется верен ей. Так же, как и Авраама не подозревали, что продолжит поиски, так и в моем сердце нет сомнений в отношении Авигдора, который нашёл Всевышнего после четырёх бесплодных переворотов.
   Услышав слова учителя и наставника в глазах Авигдора заблестели слезы. Он почувствовал огромное облегчение и теперь уже наверняка знал, что его пятый переворот - последний.

Примечание составителя : описание конфликтов на территориях написаны с реальных событий. Однако приведены здесь не для того,что бы оправдать точку зрения арабов а лишь для того, чтобы отразить замешательство героя рассказа перед такими инцидентами.

*  Лозунг бреславских хасидов 
** Народ Израиля жив(иврит)
***  Шабак - Общая служба безопасности Израиля

Израиль, рассказ, литература, евреи, палестинцы, перевод

Previous post Next post
Up