Занятие со старшим кружком 27 ноября. Пока ждали опаздывающих, присутствующих обучали играм и фигурам на веревочном кольце. Дети совершенно его не знают. А мы в детстве играли все. Помните? Движения рук отточены, и для меня мУка объяснить ребенку, как надо ставить пальцы. Оказывается, это так трудно! "Но, надо, Федя, надо". Надо развивать моторику! Вот мы ее и поразвивали. Я запланировала показать четыре-пять фигур, но дальше несчастной "звездочки" мы не продвинулись.
Будем дальше над этим работать. [а пока...] Далее была стратегическая игра на шахматном поле. Мы в такие игры еще не играли. (Честно говоря, я их сама побаиваюсь.) Задача: на шахматном поле в угловой клетке стоит ладья. Игроки по очереди делают ход (по правилам ладьи - горизонтально и вертикально на любое число клеток, назад нельзя). Надо первым оказаться в противоположной по диагонали клетке. Во-первых, всех смутила шахматная доска. Дети требовали хотя бы еще одну ладью другого цвета. Во-вторых, никто не понял, как надо выработать стратегию, и что это такое. Пришлось попотеть. Даже слезы были и недовольство, что невозможно выиграть. Разобрали вместе стратегию и дальше пошло легче. Конечно, всем приятно выигрывать.
Потом решали задачки из книги вашей покорной слуги Математические олимпиады в стране сказок с разворота И.А. Крылова. Параллельно вспоминали басни по их квинтэссенциям: "А воз и ныне там", "У сильного всегда бессильный виноват", "Так пойди же, попляши" и посложнее "Полают и отстанут", "Слона-то я и не приметил", "И с той поры к Демьяну не ногой", "Вперед чужой беде не смейся, Голубок"...
Задачу №1 разбирали долго (неожиданно для меня). Но еще более неожиданно было вот что. Я попросила сделать проверку нашего решения. У нас получилось 15 птиц (т.е. по 2 ноги) и 12 зверей (т.е. по 4 ноги). Спрашиваю, сколько всего ног? И что вы думаете? Мои замечательные кружковцы, опора математической науки XXI века, начали рисовать головоногов, как два года назад и считать у них ноги!!!!! Я глазам своим не поверила. Но смотрите сами:
Какая таблица умножения! Что вы! Считаем, рисуя палочки! Я в шоке, пойду выпью валерьяночки.
Следующее задание - это попытка переквалифицировать математический кружок в лингвистический (раз уж у нас такие пробелы в математике). Мы уже искали очепятки в текстах и расшифровывали слова без глснх. Сегодня мы восстанавливали текст, где в словах сохранены первая и последняя буква, а остальные прнетпуаеы. Мозг у хорошо читающего человека автоматически их ставит по местам. Вот мы и проверили, кто у нас хорошо читает, а кто нет. Лёнька в ходу прочитал и разгадал все тексты (из какой они сказки), пока остальные ковырялись с ними.
После чаепития делали купюрницу с прошлого занятия. Вернее, учились прикидывать, как такие вещи делаются.
Потом знакомились с живописью Федора Васильева. Пейзаж сложно разбирать. Приходится притягивать за уши вопросы. Но делать нечего, если мы хотим, чтобы дети что-то запомнили, то это "что-то" должно быть их выводами, а не нашими.
Вопросы такие: - найти пары или цепочки картин, которые можно объединить в "серии". Пример:
Перед грозой, совсем перед грозой, после грозы, мокрый луг, совсем после грозы. Еще несколько таких цепочек нашли.
Поговорили, почему так мало зимних пейзажей у художников, и почему в Питербурге в XIX веке многие умирали от чахотки (в т.ч. и 22-х летний Федор Васильев)
На этой грустной ноте стали расходиться. С теми, кто не хотел расходиться, поиграли в Диксит, но потом все равно сссссттттттааааалллллиииии расходиться.
Время занятия 2,5 часа. Всем огромное спасибо: и тем, кто пришел на кружок, и тем, кто прочитал до конца, и тем/той, кто написал.