Языки ментальности # Белоруссия (в окрасе нынешних протестов) / начало

Sep 20, 2020 19:00

Ещё народы и языки здесь, здесь и здесь, а также ещё культура Белоруссии здесь, здесь и здесь

12 слов, помогающих понять культуру Беларуси
«Памярко́ўнасць», «бульбосрачи», «агротреш», «жэстача́йшэ», «Беларусь» и другие важные понятия / «Arzamas». Журнал / Антропология / Слова культур / сентябрь, 2020

Почему снимать обувь, забираясь на скамейки на акции протеста, - это не памяркоўнасць, а годнасць? Кто управляет автобусом - русский вадзіцель или польский кіроўца? Что носят белорусы - футболкі, цішоткі или саколкі? Как белки сменили зайцев и какие драники - правильные? ©Далее в серии: продолжение следует...



Белорусский рушник / Фото: Светлана Лазаренко
С нежностью рассказываем о культуре Беларуси.
На вопрос, что такое белорусская культура, ответить довольно сложно. Это отсылки к славному прошлому Великого княжества Литовского «ад мора да мора»* или советские представления о стране партизан, аистов и льна? Это повседневная бытовая культура со спорами про сгущенку и драники или высокая культура национально ориентированной интеллигенции с рассуждениями про годнасць и шчырасць народа? Это мемы и цитаты, понятные только белорусам, или стереотипы о Беларуси, распространенные за ее пределами, - картошка, чистые улицы, Лукашенко? Можно ли найти такие слова, которые одинаково хорошо отвечали бы на вопрос о белорусской культуре и русским, и французам, или для россиян выбор слов должен быть иным? Наконец, если современная жизнь Беларуси почти полностью русскоязычна, из какого языка должны быть эти слова - из русского, белорусского или, может, из трасянки? Кажется, правильный ответ - всего по чуть-чуть.
_______
* То есть «от моря до моря».




___У костела. Картина Фердинанда Рущица. 1899

1. Тутэ́йшы
Местный, здешний

По-белорусски «здесь» - это тут, поэтому «здешний» - это тутэйшы. У простых людей, живших на территории Беларуси, вплоть до советского времени было сложно с национальной самоидентификацией. В 1903 году этнограф Евфимий Карский писал: «В настоящее время простой народ в Белоруссии не знает этого названия [белорус]. На вопрос: кто ты? просто­людин отвечает - русский, а если он католик, то называет себя католиком либо поляком; иногда свою родину назовет Литвой, а то и просто скажет, что он „тутэйший“ - здешний, конечно, противополагая себя лицу, говорящему по-великорусски, как пришлому в западном крае»*. Так, например, начина­ется одно из главных белорусских стихотворений - «Хто ты гэткі» («Кто ты такой») Янки Купалы, написанное в 1908 году и ставшее песней «Ляписа Трубецкого» в 2013-м:

Хто ты гэткі?
- Свой, тутэйшы._______
* Е. Ф. Карский. Белорусы. Том 1. Введение в изучение языка и народной словесности. Варшава, 1903.

С языком была примерно такая же история: при переписи населения Российской империи в 1897 году люди пожимали плечами и отвечали: «Мы по-про́сту говорим».

Безусловно, идентификация себя как «здешнего», а своего языка - как «на­шего» или «простого» встречалась и встречается у самых разных народов. Однако у белорусов идея тутэйшасці приобрела статус символа, пройдя путь от критически оцениваемой местечковости до национальной народной гордости, и уже больше века остается темой для полемики: как в 1906 году могла выйти статья «Наша „тутэйшасць“», так и в 2010-м - «Белорусы: „тутэйшыя“ или нация?».

В 1922 году всё тот же Янка Купала написал трагикомедию «Тутэйшыя». Главному герою этой пьесы все равно, живет ли он при польской, немецкой, царской или советской власти, белорус он или нет, - была бы еда и одежда. Есть среди действующих лиц и два ученых - Восточный и Западный, доказывающие принадлежность Беларуси, соответственно, России или Польше. Тутэйшасць здесь - это беспринципность, покорная готовность подстроиться под любую власть и предать идеалы народа. Пьеса, кстати, была под запретом вплоть до 80-х годов.

А спустя 65 лет, с началом так называемого Второго белорусского возрожде­ния, во многом повторявшего процессы Первого возрождения - националь­ного строительства начала века (см. Свядомы), тутэйшасць сменила коннотации и стала чуть ли не синонимична белорусской самоидентификации. «Тутэй­шыя» - это литературное общество 1986 года, объединившее белорус­ских писателей, ставших теперь современными классиками. «Я нарадзіўся тут» («Я родился здесь») - легендарный совместный альбом белорусских исполнителей 2000 года, назван­ный критиками «историческим событием не просто для белорусской песенной культуры, а для страны вообще». TUT.by - главный белорусский новостной портал. «Тутэйшыя» - открывшийся в 2014 году (впрочем, в том же году и закрывшийся) бар, который первым попытался «сделать национальный интерьер не из соломы, прялок и глиняных кувшинов, а из городской культуры начала XX века»*. И подобных примеров много.
_______
* П. Свердлов. Почему «адраджэнскія» кафе тухнут, не проработав и двух месяцев. KYKY. 1 июля 2015 года.



___Портрет неизвестного. Картина Кондратия Корсалина. 1840-е

2. Cпада́р
Господин

Вежливое белорусское обращение (женская форма - спада́рыня, к группе людей - спада́рства). Само слово спадар возникло как результат постепенного упрощения слова гаспадар («господин, хозяин») - аналогично русскому сударю из государя. У лингвистов есть разные мнения по поводу истории этого слова: первые его употребления в текстах фиксируются еще в конце Средних веков, однако именно в качестве обращения оно стало использоваться, вероятно, только во время немецкой оккупации Беларуси - впрочем, по-видимому, не очень широко.

Со временем коллаборационистское пятно на репутации этого слова стерлось, а с растворением советской идеологии спадары вернулись в белорусский язык на смену ушедшим таварышам («товарищам») и грамадзянам («гражданам»), тогда как в русском языке их место так и осталось пустым.

В отличие от большинства обращений в других европейских языках спадар можно использовать как с фамилией (спадар Янкоўскі), так и - даже чаще - с именем (спадар Ягор); а в третьем лице - и с тем, и с другим (спадарыня Ніна Багінская).



___В темнице. Картина Никодима Силивановича. 1874

3. Памярко́ўнасць
Покладистость, умеренность, уступчивость, терпеливость, конформизм

Труднопереводимое слово, обозначающее, как принято считать, одну из основ­ных характеристик белорусов. Словари в качестве переводных эквивалентов предлагают «покладистость», «сговорчивость», «скромность», «уступчивость», «доброжелательность», «умеренность», но это всё не то: ближе по смыслу были бы, пожалуй, «конформизм», «кротость», «покорность» или нецензурный аналог слова «невыёжистость». Но лучше всего памяркоўнасць иллюстрируется двумя главными внутренними анекдотами:

1. Решили ученые провести эксперимент. Поставили в темной комнате табуретку, из нее торчит гвоздик. Садится русский. Вскакивает, мате­рится, разносит скамейку в щепки. Садится украинец. Вскакивает, достает гвоздик, кладет в карман: «В хозяйстве пригодится». Садится белорус. Ойкает, ёрзает, потом задумчиво так говорит: «А можа, так і трэба?»*
_______
* А может, так и надо? (бел.)

2. Вешают немца, русского и белоруса. Немец сразу умер, русский долго дергался, но тоже умер. А белорус висит себе и висит живой. Его спра­шивают, мол, как ты выжил-то? Белорус отвечает: «Сначала сдавило так сильно-сильно, а потом ничего, притерпелся».
Когда в 2010 году журналистка Ирина Чернявко объявила конкурс на лучшую идею символа Беларуси для магнита из полимерной глины, драники, аисты, автозаки и прочее с большим отрывом проиграли стулу с гвоздиком*.
_______
* Магнит был сделан дизайнером Яной Марчук.

Белорусы любят иронизировать над своей памяркоўнасцю. В юмористическом новостном паблике «Парція памяркоўных цэнтрыстаў» (ППЦ), который ведется на трасянке (см. Жэстачайшэ), вручается премия «Памяркоўнасць года». Одна из редких крылатых фраз на белорусском языке - агульная млявасць і абыяка­васць да жыцця («общая вялость и безразличие к жизни»), позаимство­ван­ная из телерекламы экстренной психологической помощи конца 90-х, хорошо вписывается в памяркоўны контекст (и заодно отлично звучит), а в пародии «Порри Гаттер. Девять подвигов Сена Аесли» белорусских писателей Андрея Жвалевского и Игоря Мытько встречается «редкое заграничное успокаивающее заклинание Усеагульная-млявасть-и-абыякавасть-дажыцця».

Проявлением памяркоўнасці являются и жизненные принципы ну вы же всё панимаити, мая хата з краю и абы чаго не выйшла. Последний - наряду
с абы* не было вайны - очень важен для белорусов, особенно старшего поколения, как часть концепта стабильности (не зря даже саму страну часто иронично называют Островком стабильности, цитируя Лукашенко).
_______
* Частица абы используется в белорусском языке и русском языке белорусов очень часто: абы что и сбоку бантик, не ходи абы где, не гуляй абы с кем, не делай домашнее задание абы как. Кстати, от белорусского абы-як («абы как») и образовано упомянутое выше слово абыякавасць («безразличие»).

Во время протестов августа 2020 года в соцсетях у белорусов было много удивленных постов о том, что памяркоўнасць, оказывается, имеет свои границы.



___Солдат с мальчиком. Картина Никодима Силивановича. 1866

4. Шчы́ры
Искренний, сердечный, усердный

В противовес памяркоўнасці, которая скорее воспринимается как негативное свойство, шчырасць - главное положительное качество белорусов, причем под одним словом скрывается целый набор достоинств. Шчыры - это «искренний», «прямой» и «открытый», а вместе с тем еще «сердечный» и «гостеприимный». Верный друг - шчыры, заядлый любитель чего-либо - шчыры, задушевные, откровенные разговоры - шчырыя, непритворное удивление - тоже шчырае. Если человек очень благодарен, он не просто дзя́куе, а шчыра дзякуе, если работает усердно и на совесть, то, значит, делает это шчыра. Даже лес, состоящий из одинаковых пород деревьев, и золото без примесей будут шчырымі. Порой, правда, шчыры - это еще и «просто­душный» и «легко­вер­ный», но это ведь, в общем, тоже в какой-то степени неплохо. В общем, шчыры - это настоящий во всех проявлениях, а шчырасць - обладание таким качеством.

В паре со шчырасцю обычно идет еще одно качество - го́днасць. Годнасць - это не только «употребить до», но еще «достоинство» и «самоуважение», светлая сторона памяркоўнасці. Нести свой крест надо годна, если петь песни перед лицом опасности - то только годныя. Снять обувь, забираясь на скамейки на акции протеста, - это не памяркоўнасць («залезать в обуви на скамейку не разрешается»), а годнасць («залезать в обуви на скамейку неприлично»). И заключительная строфа упомянутого выше стихотворения «Хто ты гэткі» - тоже про годнасць:

Чым быць хочаш?
- Не быць скотам...*_______
* - Чем быть хочешь?
Не быть скотом... (бел.)

Кстати, еще одно значение годнасці - «звание»: почетного гражданина, народного артиста, доктора наук, магистра, архимандрита и любых других достойных личностей.



___Дзед Барадзед. Кадр из детской передачи «Калыханка» телеканала «Беларусь-3»

5. Калыха́нка
Колыбельная

Калыханка - это и просто колыбельная, и передача белорусского телевидения, аналогичная российской «Спокойной ночи, малыши». Песня «Доўгі дзень» («Долгий день») из финальной заставки с припевом «Баю-бай, баю-бай, / Вачаняты закрывай» («Баю-бай, баю-бай, / Глазки закрывай») уже больше тридцати лет вызывает резкий приступ ностальгии по детству у сотен тысяч белорусов. Ее даже пели на акциях протеста в августе - сентябре 2020 года, только уже с предложением открыть глазки.

Кукольный персонаж Дзед-Барадзед, некоторыми детьми горячо любимый, других же пугавший до слез*, ведущий «Калыханки» Маляваныч, а также инопланетянин Паца-Ваца, который вел передачу «Мультиклуб» в 1990-х и начале 2000-х (и время от времени реинкарнирующийся в современном медиапространстве, а также на носках), - пантеон белорусов позднесовет­ского и постсоветского поколений.
_______
* Его песня, в которой он сообщал, что «Абышоў белы свет, / А цяпер у ціхі час / Завітаў да вас» (Обошел белый свет, / А теперь в тихий час / Заглянул к вам), звучала в начале передачи.

Окончание

бывший ссср, национальная идея, идеология и власть, русский мир, языки, серии, культура, общество и население, снг и сг, слова и термины, факты и свидетели, правители, народ и элиты, интересно, нравы и мораль, национализм, лукашенко, народы, идентификация, современность, белоруссия, протесты и бунты, независимость и суверенитет, символы, русские и славяне, история, видео, русский язык

Next post
Up