Ещё русские в Прибалтике
здесь,
здесь и
здесь О разных русских в одной Эстонии
Русская Прибалтика / май, 2012
В связи с событиями в Сербии [выборы 2012 года] на ресурсе «Однако» вновь возник вопрос о Прибалтике. Думаю, пора немного прояснить картину, так сказать, изнутри, ибо у многих россиян представление о процессах, идущих, например, в Эстонии, не вполне адекватное.
©Ещё Русский мир сегодня
здесь,
здесь и
здесьв т.ч.
«Рубежи Русского мира», в т.ч.
Прибалтика ___
В принципе, ничего страшного в этом нет, но порой это приводит к не вполне разумным политическим решениям.
Так, например, комментатор ндр732 написал: «Точно...В 90м я встречал яростных сторонников свободной Эстонии и Латвии среди тамошних русских. Думаю, что сейчас они все записные антифашисты и советские патриоты...» Боюсь, он сильно упростил картину, потому что русские в Прибалтике неоднородны.
Давайте кратко по Эстонии. Есть коренные эстонско-русские - это в основном староверы (район обитания - Причудье, т.е. регион Чудского озера), а также потомки белогвардейцев (послереволюционные эмигранты, армия Юденича). Далее, вторая группа - потомки "оккупантов" - после 1945 года, среди которых много "сибирских эстонцев". Третья группа - специалисты и их потомки - это пятидесятые-шестидесятые годы. Четвертая группа - "понаехавшие", люди разных национальностей, говорящие по-русски. Эти появились в основном после Московской Олимпиады 1980 года. Наверно, вполне очевидно, что самая укорененная группа - это первая. Не могу сказать, что они абсолютно ассимилированы, но Россия для них - историческая родина, о которой они могут печаловаться, но для них она - сама по себе, а они - сами по себе. К тому же для большинства из них современная Россия ассоциируется с «красным проектом», который для них, скорее всего, неприемлем. Россия для них - другое государство. Никаких ностальгий по поводу СССР у них не наблюдается.
Вторая группа - потомки «оккупантов». У них судьбы сложились по-разному, но в целом они вполне интегрированы в эстонское общество. Для них Эстония - это родина или вторая родина. Но и Россию они не забывают, разумеется. Политическая позиция их такова: они лояльны обеим странам, но Эстонию воспринимают как отдельное государство. Однако, в случае вооруженных конфликтов, стрелять в русских они не будут. Но и в эстонцев тоже не будут. Будет глухой нейтралитет. Среди них больше всего приверженцев «красного проекта».
Третья группа - специалисты - это работники прежде всего железной дороги, портов, а также бывших союзных предприятий. Как оказалось, самая незащищенная группа. На их базе было в свое время сформировано так называемое «Интердвижение» как противовес эстонскому «Народному фронту», то есть они отстаивали идеи СССР до конца, до последней возможности. Исторически судьба их печальна, потому что в любом случае они первыми попадали «под нож» промышленной революции и ликвидации нерентабельных предприятий. Этот класс ИТР был заведомо обречен на заклание в условиях демонтажа социалистической экономики. Когда союзные предприятия и крупная промышленность вообще в Эстонии были ликвидированы, они ушли торговать на вещевые рынки. Так или иначе, лет 10 они продержались, но дальнейшая судьба их мне неведома. Знаю, что некоторая часть их смогла вернуться к своим прежним профессиям, кто-то сделал удачный бизнес в сфере торговли, но в основном, я полагаю, кое-как дотянули до пенсии.
Отдельно стоит сказать о железной дороге. Железная дорога держалась долго, несмотря на уменьшения количества маршрутов и поездов, в основном за счет транзита. Однако после того, как Россия резко сократила свой транзит через Эстонию после событий «бронзовой ночи» (2007 год), дела ее стали поистине плачевны. Я говорю, понятно, не о рельсах и шпалах, а о людях, обслуживающих железнодорожный транспорт. Как социальная группа, они перестали существовать. Вот среди представителей третьей группы больше всего приверженцев СССР (хотя и не «красного проекта»).
Понятно, что группа, которая менее всего утратила связь с Россией, - это "понаехавшие". Одновременно в этой группе больше всего тех, кому на родину наплевать, потому что они ехали в Прибалтику "за колбасой". На самом деле, среди этих людей больше всего тех, кто радуется любому неуспеху России, потому что это как бы оправдывает их в их собственных глазах. Они не русофобы, нет, это было бы смешно, но именно для них Россия - это «сраная Рашка». Политически это самый ненадежный слой. Они готовы и в Россию вернуться, но только при том условии, что им там обеспечат уровень жизни не ниже, чем «в европах». В Россию они не вернулись в свое время, потому что рассчитывали, что Эстония, после развала СССР «попрет вперед». Теперь они кусают локти, но единственное, что они будут делать - это одолевать Россию просьбами о помощи и сильно обижаться, если им не помогут. Готовы на любую оккупацию, если лично им это принесет повышение их собственного жизненного уровня. Готовы стрелять в любого, в кого прикажут, но, в силу личной трусости, стрелять ни в кого, скорее всего, не будут.
Как видите, уважаемые читатели «Однако», все указанные группы имеют слишком мало точек соприкосновения между собой (кроме языка), хотя, мне кажется, картина не сложнее той, что наблюдается в России. В чем-то проще, в чем-то сложнее, однако ясно, что говорить о русских в целом в странах Прибалтики не следует, то есть не стоит винить нас скопом в развале Союза, тем более, что, на самом деле, все главные вопросы решались в Москве.
_______
Автор Роберт Робертсон - по образованию филолог. Закончил очень приличный российский университет. Более тридцати лет отработал учителем в школе. По натуре не могу делать только одно дело, поэтому одновременно с основной работой занимался многими вещами, в том числе - политической аналитикой. Сфера интересов - история и теория искусств, психология восприятия, политика. Научная специализация - стилистика декодирования.
Роберт Робертсон
«Однако», 24 мая 2012
Из комментариев...
/ на момент выхода статьи, май 2012
Товарищ Александр пишет: - Разрешите я Вам про Латвию отвечу. У нас ситуация на мой взгляд несколько иная, чем в Эстонии. В Эстонии русские какие-то более забитые что ли. Возможно это связано с тем что их там меньше, да и эстонцы это не латыши. Латыши всё же гораздо ближе к нам по менталитету. Не знаю есть ли в Эстонии пророссийски настроенные из титульных, но у нас есть два достаточно известных публициста из латышей Айнарс Комаровскис и Эйнарс Граудиньш. Как их только грязью не поливают, но они тем не менее не сдаются и стараются вправлять мозги своим зомбированным сородичам. Русские газеты у нас выходят, русское ТВ есть. Коммерческих радиостанций в Риге больше русских, чем латышских, а в Даугавпилсе латышских вообще нет(некому там их слушать). Честно говоря местные русские в основном только русское ТВ и смотрят, потому что местное ТВ - полный отстой. Это главная головная боль наших нацозабоченных, то что мы упорно хотим жить в русском информационном пространстве.
Молодёжь наша русская, на мой взгляд стала гораздо более пророссийски настроена, чем десять лет обратно. Это связано со многими факторами - давление националов, экономические неудачи Латвии, в конце концов даже хоккей. Приезжайте к нам и увидите как у нас отмечают победу русских хоккеистов на ЧМ. На праздновании 9 мая тоже было очень много молодёжи - с российскими флагами, в куртках СССР, с георгиевскими ленточками, что конечно не может не радовать.
В общем я считаю, что всё у нас не так плохо. Если будет чувствоваться поддержка большой Родины, думаю мы дождёмся того дня, когда наши МИГи сядут в Риге.
...
Хочу сказать по Латвии. У нас получилось очень забавно. Как раз многие те русские что были в Народном Фронте потом стали негражданами, теперь постоянно ноют: "Мы мол так боролись, а нас кинули". А вот как раз так называемые потомственные граждане, т.е. те чьи предки жили до вступления Латвии в Союз в основной массе были против отделения. Это связано во многом с рассказами бабушек и дедушек, о том как "счастливо" жилось в довоенной Латвии. Простой пример Латгалия, там больше всего потомственных, и потому больше всего русских граждан - всегда был самый высокий процент против отделения, да и сейчас на референдуме о русском языке по всей Латгалии 55% "за", а в родном Даугавпилсе(Двинске) вообще все 85%.
Кстати, националы часто ноют что большой процент русских проживающих здесь связан у нас с "оккупацией", до войны мол русских было меньше. На самом деле это глупости, советская власть как раз восстановила естестенный национальный состав на этой земле. Да, в период первой буржуазной Латвии русских здесь было меньше, но это связано с тем, что после начала Первой мировой войны многие русские жители были эвакуированы вместе с предприятиями вглубь России. Также революция и Гражданская война проредили состав русского населения. Опять же пример Даугавпилса(Двинска) - латыши(типа хозяева земли) в 1898 году - 1.8%, в 1933 уже 33%, сейчас 15%. Так спрашивается, кто тут оккупант?
...
[оппоненту] ...Вы ошибаетесь насчёт "чуть ли не все русские в Латвии поголовно были за отделение". Интерфронт организация ратовавшая против отделения насчитывал 300 тысч человек, что является очень внушительным числом в республике с общим количеством населения менее 3 миллионов человек. А многие русские выступали за Народный Фронт и отделение до конца не понимая что это такое, потому как всё это преподавалось одним комплектом вместе с перестройкой, демократизацией, Ельцином, Собчаком и программой "Взгляд", т.е. раз против Народного Фронта и отделения, значит и против всего вышеперечисленного, а не мне Вам напоминать, что в то время, к сожалению, очень много людей во всём Советском Союзе были всем этим "увлечены". Да что там говорить, вспомните митинги в Свердловске с призывами "Руки прочь от Грузии" и "Свободу Прибалтике". Кстати посмотрите в профилях журналистов уважаемой редакции сайта, некоторые работали в рижской газете "Советская Молодёжь", а эта газета была одним из рупоров сепаратистов, да и сам Михаил Леонтьев, если мне не изменяет память начинал в "Атмоде". Не в коем случае это не камешек в огород уважаемых мной людей, просто пояснение, что в то время всё очень было запутанно и неясно.
Тем не менее я не буду отрицать, что немалый процент возомнивших себя какими-то особенными еврорусскими тоже был. Как правило таких сейчас власти демонстрируют всяким европейским чинушам как пример интеграции общества
З.Ы. Насчёт бытовой культуры латышей и не засерания подъездов. По сравнением с современным Минском и вообще Белоруссией в целом, Латвия весьма грязна. Так что наверное дело не в латышах
Олег Кропотов пишет: - Отличие русских в Латвии от русских в Эстонии еще и в том, что первые являются политической силой, с чем власть вынуждена считаться. Русские в Эстонии не смогли создать влиятельную политическую партию; русские политики "растасканы" по эстонским партиям, т.е. именно "русскими" политиками не являются. Мало кому известно, но решение о сносе Бронзового солдата прошло только потому, что два депутата (русских по нац.) не пришли на голосование.В Латвии есть русская община, а в Эстонии ее нет.
spk пишет, Daugavpils: - Вставлю свои пять копеек, по поводу первой группы - в частности староверов. У меня вся родня по материнской линии относится именно к этой группе, и замечу что во времена СССР эти люди не находились в каком-то вакууме, и Союз для них стал "Исторической родиной" не в меньшей степени, чем когда-то царская Россия. В частности , мой дед по этой линии был председателем колхоза и депутатом, не смотря на староверские корни. И на данный момент, могу с уверенностью сказать, что сегодняшняя Россия у них ассоциируется не как чужое государство. Вот группа, в которой действительно часто встречается отрицание России как родины, это русская молодежь. Говорю как представитель.
Ренат Яфизов: - Раз пошла такая пьянка - режь последний огурец. Осталось высказаться за Литву.
Я родом из самого русского города Литвы - Висагинаса. Того, который был рожден как Снечкус (кто такой Антанас Снечкус - спросите Википедию или БСЭ).
В годы моего детства (80-е) в нем проживало 35 с лишним тысяч человек. В основном - работники Игналинской АЭС, строители, работники предприятий, которые обеспечивали жизнь города. На момент получения Литвой независимости был почти достроен третий энергоблок АЭС. Оставалось, по сути, лишь установить сам атомный котел. ТРИ мегаватных энергоблока сделали бы Литву крупнейшим экспортером электроэнергии в Восточной Европе, поскольку для электричество стоило дешево, а самой Литве нужно было немного. Сделали бы....если бы... Если бы Литва вложила деньги в достройку энергоблока. Но очень независимое от всего и вся, в том числе от доводов разума, правительство просто демонтировало почти достроеный энергоблок, а станцию с легкостью пообещало закрыть в расчете на кучу халявных денег.
А потом начали продавать все - клайпедский порт, каунасские предприятия - все, что имело хоть какую-то ценность.
За несколько лет Литва стремительно скатилась до положения колонии. Показательна одна история. В Висагинасе имеется небольшое текстильное производство. Его продали немцам (европейский эффективный хозяин). Новые хозяева прислали своего управляющего. Этот персонаж установил примерно следующие правила работы - минимальна плата за труд, никаких декретов (а работали там в основном женщины, понятно), больничных, полных отпусков, отгулов и т.п. При этом, в цехах провели уплотнение - на 1 кв.метр площади поставили едва ли не вдвое больше машин, чтобы повысить отдачу от занимаемых площадей. Любые виды профсоюзов были просто неформально запрещены, наплевав на законы Литовской Республики. Штрафовали и увольняли за любую мелочь.Это отношение к тем самым "унтерменьшам"-недочеловекам. То есть прагматичное эффективное использование рабочей силы. Все попытки диалога с немцем не имели успеха. В конце концов произошел скандал - немца избили мужья его работниц. Приезжал хозяин, извинялся, поставил нового управляющего... который начал нанимать на работу литовок с окрестных хуторов и азиатских мигранток. Потому что те темные, своих прав не знают. И ими легко управлять. Но оказалось, что они неспособны работать на производстве - квалификации нет.
Это лишь одна история из числа тех, что вполне емко описывают отношение европейцев к "новым европейцам".
Сейчас население Висагинаса упало до менее чем 30 000 человек и продолжает уменьшаться. И до закрытия станции из него бежали, а теперь тем более.
Что же касается русских Литвы, то они вообще безгласны. Их слишком мало, чтобы быть услышанными, их слишком часто обманывали политики, пытавшиеся разыграть карту русских Литвы, чтобы русские хоть кому-то в литовской политике верили. Как организованной силы русских в Литве нет. Все заняты выживанием.
И если на что и жалуются жители того же Висагинаса - так это на отвратительную работу Посольства России, которое занято чем угодно, кроме помощи соотечественникам и работы с гражданами России в Литве.