Объединяло одно - с фашизмом надо бороться, или Одесское подполье. Владислав Рыжеванов

Mar 26, 2020 20:00

Ещё Одесса и Новороссия, в т.ч. репрессии и геноцид

Одесский подпольщик
Хроника дней участника боевой группы на Украине 2014-2015 года / март, 2019

«Русская Планета» расскажет историю участника боевой группы одесских подпольщиков в 2014-2015 году, организовавших серию резонансных взрывов. ©Ещё репрессии на Украине сегодня, в т.ч. заключённые и военнопленные



Одесса, Дом профсоюзов, 2 мая 2014
Его соратники почти все арестованы и следствие продолжаются до сих пор, поэтому в материале мы не можем излагать многие подробности их деятельности.
Владислав Рыжеванов вел размеренную жизнь обычного обывателя, никогда не интересовался политикой и по собственному признанию не принимал участия ни в одних выборах. Революцию на Майдане воспринял спокойно, считая Украину самодостаточным государством, способным поддерживать конституционный порядок, по устоявшейся привычке выплескивая возмущение у себя на кухне.

События развивались со стремительной быстротой, видя, как на глазах разрушается государство, он понял, что не может оставаться в стороне и пришел на «Куликово поле», ставшее на тот момент центром анти-майдановских сил Одессы.

- Я не сразу поверил в это движение и не поддерживал изначально все их лозунги, но когда случились события 2 мая - мне стало понятно, что в стране закона больше нет, и все идет к худшему развитию событий, - рассказывает Вячеслав.

2 мая 2014

2 мая Владислав был в числе активистов, первыми встретивших на Греческой площади толпу завезенных с майдана боевиков. Внезапно упавший рядом «коктейль Молотова» превратил его джинсы в горящий факел. Сзади раздался крик - «ложись», он машинально упал на асфальт, и тут же тело обдало мощной струей огнетушителя, погасившего пламя.

Вскочив на ноги, услышал команду «бежим» и, не раздумывая, последовал совету, силы были слишком не равны
Кругом паника, крики, его группа забежала на какую-то стройку, где их спрятал сторож и как потом оказалось, возможно, это спасло их жизни, ведь основная масса людей побежала на Куликово поле, к печально известному Дому профсоюзов.

Дождавшись темноты, Владислав покинул убежище. На душе не спокойно и решил идти на Куликово поле - будь что будет.

Он видел, как в зареве горящего Дома профсоюзов обезумевшие молодчики жестоко избивали его земляков. Как совсем юные девушки с искаженными от злобы лицами кричали «смерть сепарам», науськивая и так озверевшую толпу. Мозг работал на пределе, надо что-то делать, и в подсознании еще теплилась надежда, что вот он сейчас положит этому конец. Метрах в пятидесяти в полной экипировке стоят несколько десятков сотрудников полиции. Размеренным шагом, чтобы не привлекать внимания к себе он подошёл к офицеру:

- Вы же видите - людей убивают, почему не прекратите?
- У нас приказ не вмешиваться, - равнодушным тоном ответил полицейский.

Владислав кипел от гнева и внутренней беспомощности, но инстинкт самосохранения взял верх и дабы не искушать более судьбу, вернулся домой. Он позже узнал, что в этот день незадолго перед драматическими событиями руководство структур городской и областной полиции заперли в кабинете начальника УВД, отобрав мобильные телефоны и средства коммуникации. В оцеплении Дома профсоюзов стоял отряд полиции одного из западных регионов Украины, а за беспорядки были задержаны только представители анти-майдана.

Пришло осознание, что в стране за полгода установился тоталитарный фашистский режим, в котором не действуют больше законы государства и эта трагедия, лишь только предвестник кровавых событий.

Подполье (или боевой отряд)

Первые дни после трагедии Одесса бурлила, на Куликовом поле снова собирались недовольные и стал вопрос что делать. Было понятно, что время митингов и мирных акций давно прошло, пролилась кровь и в городе без лишней шумихи стали арестовывать активистов анти-майдана. Кто-то поехал на Донбасс, некоторые предпочли затаиться, а Вячеслав по наитию души примкнул к группе решившей действовать в Одессе.

Организовались сами, сразу выдвинулись лидеры и начали с малого - клеили листовки и разрисовывали на стенах трафареты.

Так проверялись люди, их смелость, решимость и выявлялись провокаторы. Так сформировался костяк боевого отряда
- Конечно, не по всем вопросам у нас было согласие, но объединяло одно - с фашизмом надо бороться. Как и какими способами это уже другой вопрос. Каждый брал на себя свою долю ответственности, и мы начали действовать.

Участники группы обычные гражданские лица, не все даже прошли армейскую службу и о диверсионной деятельности знали из кинофильмов и авантюрных романов, поэтому не удивительно, что первая серьёзная акция началась с неудачи. Решили устроить поджог отделения банка «Приват», на тот момент принадлежавшего одиозному украинскому олигарху Коломойскому.

План был до гениальности прост, ночью двое подходят к банку, один обливает бензином, второй поджигает и вместе ретируются. Но неожиданно из магазина на противоположной стороне улицы выбежали два охранника и открыли огонь из травматических пистолетов. Тогда Вячеславу с напарником пришлось продемонстрировать свои спринтерские качества.

Сделав соответствующие выводы, перешли на коктейли Молотова, стали более тщательно подбирать объекты, и было проведено несколько успешных поджогов банков Коломойского. Выбор пал не случайно - одесситы считают, что он стоит за кровавыми событиями 2 мая.

Успех их окрылил, захотелось более решительных и эффективных действий и удалось достать литературу по взрывному делу. Искать в интернете подобную информацию не решились, чтобы не оставлять следов.

На долю Вячеслава выпало изготовление взрывчатки. Мина представляла собой безоболочное взрывное устройство, основу которого составляло содержащее селитру удобрение, еще одно вещество усиливающее взрывной эффект и детонатор, который он собирал из подручных средств.

Мину решили опробовать в пустынном месте, подальше от людей.

Целью выбран трубопровод, по которому поступала нефть на нефтеперерабатывающий завод, принадлежавший так же Коломойскому
Эффект превзошел ожидания - взрыв был огромной мощности и стали действовать. Запылали волонтерские центры, помогающие ВСУ и батальонам националистов, развлекательные заведения с фашистской атрибутикой, в одном из которых в насмешку над сожженными 2 мая одесситами, подавали блюдо «жареный сепаратист».

- Взрывное устройство приводилось в действие всегда в ночное время, и я с уверенностью могу сказать, что от наших действий не пострадал не один человек. Наша цель была произвести эффект и нанести материальный ущерб, что бы показать - Одесса не смирилась и борется.

Тогда в Одессе действовали несколько подпольных групп и некоторые координировали действия между собой. После серии взрывов город наводнили сотрудники СБУ и представители националистических подразделений, которые в вечерне время патрулировали улицы и досматривали транспорт. Кто-то быстро провалился, начались аресты.

Руководитель их группы наладил связи с ополчением и под новый год поехал в Донецк, откуда каким-то чудом привез заводские детонаторы, применяющиеся в горной промышленности. И сразу перешли на них, так как самодельные нельзя было долго хранить. К сожалению, они оказались просроченными и срабатывали через раз, что приводило к непредвиденным осечкам. Но акции не прекращались.

Взорвали магазин «Патриот» в котором продавалась экипировка солдат «СС» и разная националистическая символика «Правого сектора»* (организация запрещена в РФ) и прочих подобных организаций
Постепенно кольцо вокруг них сжималось. Люди небогатые и все акции устраивали на собственные средства. Криминальными навыками так же никто не владел, поэтому передвигались на одном и том же автомобиле, который в марте 2015 был объявлен в розыск.

- Последняя акция была это взрыв в штабе «Азова»* (организация запрещена в РФ). Тогда сумку с взрывчаткой просто положили под дверь. Бахнуло хорошо, дверь выбило - был пожар. Первого апреля я знал, что уже почти все из нашей группы задержаны. В одном из телевизионных сюжетов увидел изъятые СБУ предметы, в которых узнал механизмы собственного производства и понял, что меня вот-вот возьмут. Сразу собрал вещи, сначала уехал к дальним родственникам в деревню, сказав что в отпуске, а потом стал пробираться на Донбасс.

Донецк

Для чрезвычайных случаев старший группы оставил контакты человека проживающего на подконтрольной ВСУ территории Донецкой области, который сможет помочь пробраться в ДНР. Связавшись с ним, Вячеслав приехал в Константиновку и уже оттуда, тайными тропами, минуя блок-посты украинской армии его провели к позициям ополченцев.

В Донецке он познакомился с бойцами другой подпольной группы из Одессы, действовавшей примерно в тоже время. СБУ внедрила к ним своего агента, по информации которого арестовали почти всех участников организации, и только двум удалось уйти. В ДНР их переправили по тому же каналу.

- По приезде в Донецк первая мысль была, что там все снова организуется, будет создан какой-то координационный центр и подполье возродится. Были планы усовершенствовать взрывное устройство, что б был радиовзрыватель, а не часовой механизм. Но прошли по городу зачистки. Люди запуганы, и организовать ничего не удалось. И в сентябре 2015 года я пошел в армию ДНР водителем.

На данный момент арестованы все участники подпольной группы, к которой принадлежал Вячеслав.

По последним данным арестованным участникам подпольной группы, к которой принадлежал Вячеслав, пытаются инкриминировать сотрудничество с ФСБ РФ. Судебное решение пока не вынесено не по одному из фигурантов.

Андрей Незваный
«Русская планета», 15 марта 2019

жизнь и люди, шовинизм и ксенофобия, идеология и власть, русский мир, фашизм и нацизм, общество и население, города и сёла, факты и свидетели, украина, память, нравы и мораль, национализм, даты и праздники, одесса, олигархат и корпорации, партизаны, воспоминания, регионы, репрессии и цензура, беспредел и анархия, протесты и бунты, интервью и репортаж, смерти и жертвы, развал страны, пытки, шпионаж и диверсии, мнения и аналитика, бывший ссср, русофобия и антисоветизм, новороссия, силовики и спецслужбы, биографии и личности, соотечественники, геноцид, опровержения и разоблачения, хроника, противостояние, диктатура и тоталитаризм, современность, преступления и наказания, оккупация и интервенция, диссида и оппозиция, терроризм и экстремизм, гражданская война

Previous post Next post
Up