Апплодировали самим себе - за то, что отстояли школу... / Образование в провинции

Nov 22, 2018 01:51

Ещё реформы образования

Родительское собрание спасло школу в старейшем городе Мордовии
Школа и общество / сентябрь, 2018

Когда народ начал стекаться к школе, над городом уже сгущались сумерки. Несмотря на то, что родители учеников пришли сюда после работы, все наверняка устали, торопились домой, быстро разойтись не получилось. ©Ещё образование в регионах, в т.ч. Мордовия



___
Это было не рядовое родительское собрание. Это был откровенный разговор с главой района, на котором решилась судьба школы.
«Нашу школу закрывают» - с этой новости начался учебный год в Темниковской средней школе № 1. Разумеется, новость взбудоражила учителей, учеников, мам и пап школьников. Коллектив школы стал бить тревогу. Правда, по сути, школу никто не закрывает. У руководства района таких планов не было, но в августе было издано постановление администрации района о слиянии двух городских школ. Слияние предполагалось путем присоединения школы №1 ко 2-ой.

Таков порядок: присоединение всегда идет к более крупному учреждению. В данном случае крупнее -школа №2. Это базовая школа района, где учатся не только темниковские ребятишки, но и сельские дети, их ежедневно привозят сюда школьные автобусы. В школе №2 - 543 ученика, 102 из них - приезжающие из сел. В школе №1- 322 учащихся.

Но педколлектив такую реорганизацию воспринимает болезненно, полагая, что после утраты самостоятельности их ждет сокращение штата, а в перспективе и вовсе закрытие. Просто их уже не раз пытались реорганизовать… Вернее, речь шла о смене статуса: до уровня основной (до 9 класса) и даже начальной (до 4 класса) школы. Но 1-ая школа выстояла. Те сложные годы уже успели забыться, дело было давно, руководство района с тех пор сменилось. Но нынешняя ситуация возродила страхи. Тем более, что школа №2 новый учебный год начала с новым названием - Темниковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.И. Семикова, без номера.



___
Разговор о судьбе школы состоялся с участием главы района Сергея Кизима. Неожиданно диалог вышел на обсуждение более высоких материй. Например, конкуренция - это хорошо или плохо? В частности, конкуренция между школами. Профильное образование - это зло или благо?

Разъяснять суть оптимизации Сергей Кизим начал на примере тех преобразований, что происходят в районе:

- Бухгалтеры были во всех школах, а сейчас у нас централизованная бухгалтерия. Дома культуры относились к сельским поселениям, а теперь - к районному Дому культуры. В настоящее время прорабатывается система централизации бухгалтеров сельских поселений: или будет один человек на 3-4 сельских поселения, или эта работа будет сосредоточена в администрации района. Современные технологии позволяют это сделать: средства связи, транспорт, дороги есть. Такая работа проводится и в системе образования. В этом году реорганизованы Митряевская и Руссо-Караевская школы, Подгорно-Канаковская - уже в прошлом году. И это естественный процесс: половина детей из этих сел уже ездила в Темников.



___
Начальник управления по социальной работе Галина Пиксина конкретизировала позицию администрации района:

- О закрытии школы речь не идет. Создание единого юридического лица с названием «Темниковская общеобразовательная школа» со структурным подразделением означает, что обе школы продолжают работать так же, как и раньше. Ученики 1-ой школы будут заниматься в своем здании, с теми же учителями, что и раньше. Обе школы сохраняют все ступени образования: начальное, основное и среднее. Что же дает объединение двух школ в одну? Возможность ввести предпрофильное и профильное обучение. Курсы по выбору вводятся, начиная с пятого класса. Сегодня в 1-ой школе - один десятый класс, во второй -тоже один. А чтобы ввести профильное обучение, нужна параллель. С одним классом это невозможно, у ребенка должен быть выбор.

Выбор может быть, если мы предложим варианты: например, физико-математическое направление и химико-биологическое. Ведь многие из вас, - обратилась она к собравшимся родителям, - как только ребенок переходит в девятый класс, приходят ко мне с вопросом: помогите найти репетитора. Для чего нужен репетитор? Никто не говорит, что в школе плохо учат. Школа дает знания в рамках учебной программы. А с репетитором идет углубленное изучение того или иного предмета. Если ребенк интересует химическое направление, он готовится после школы идти в эту сферу, то ему нужно больше часов химии, биологии. Если гуманитарное направление - больше обществознания, иностранного языка. И люди платят огромные деньги за дополнительные часы. Но ведь это можно сделать в рамках учебного плана - бесплатно для родителей увеличить количество часов по выбранному направлению. И профилизация классов позволит это сделать. Главная задача, которая стоит сегодня перед нами, - повышение качества образования.



___
Но, как оказалось, учителя и родители - против профилей.

- Как можно ребенку выбрать одно направление? - возмутилась представитель родительской общественности Елена Царамова. - Пока он учится в школе, ему все предметы нужны! Мой ребенок в четвертом классе хотел стать судьей, в восьмом классе заявил, что будет антихакером, а чего он захочет в одиннадцатом классе, я не знаю…

- У нас нет профильного обучения, но, по сути, мы именно так и работаем. Даже в рамках основной, инвариантной части учебного плана классы делятся на группы: когда, например, у одних детей английский язык, у других - история. И после уроков учителя занимаются с детьми. Каждый ребенок получает индивидуальную траекторию обучения, - пояснила учитель математики, один из сильнейших учителей района Тамара Зубарева. - Наша школа существует более ста лет. Это та школа, которую организовал выдающийся педагог, писатель Захар Федорович Дорофеев. И вдруг мы будем структурным подразделением…

- Почему мы отказываемся от универсального образования? В науке профильное образование не имеет однозначной оценки. Сколько плюсов и минусов у универсального образования, столько же плюсов и минусов - у профильного, - обозначила свою позицию учитель русского языка, кандидат педагогических наук Наталья Сметнева. - Мы гордимся своими выпускниками, которые успешно поступают в лучшие вузы страны. Мы все помним нашего выпускника, который без проблем поступил в Бауманский университет, нормальный парень, не вундеркинд. Со своими филологическими работами он объездил все конкурсы в Саранске, Москве, Сарове, а в дальнейшем выбрал техническое направление. А теперь со своим лингвистическим прошлым и базой Бауманки работает в Министерстве иностранных дел. Другая ученица - призер олимпиады по математике, вдруг занялась кузнечным делом. Кто она: технарь, химик или человек, который готов творить руками?

Свои доводы - и у председателя управляющего совета школы Анны Макеевой:

- Темников - старейший город республики. Что будет, если у нас останется одна школа? Это уровень села. Обидно… И как экономист скажу: экономика без конкуренции - ничто. И между детьми, между школами должен быть соревновательный дух. Это пойдет на пользу всем.
И главное, из-за чего 1-ой школе обидно терять самостоятельный статус . Совсем недавно, в 2016 году она стала победителем всероссийского конкурса «Успешная школа», организатором которого является «Учительская газета» при участии комитета по образованию и науке Госдумы, комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. И вдруг - успешной школы не будет.



___
Собрание вынесло вопрос на голосование. Один вопрос и два варианта ответа. Зал проявил исключительное единодушие. За сохранение школы со ступенями начального, основного и среднего общего образования в статусе юридического лица со своим директором - единогласно. Ранее изданное постановление о слиянии школ будет отменено.

И еще долго зал не стихал от громких аплодисментов. Хлопали самим себе - за то, что смогли обозначить, отстоять свою позицию. Главе района - за то, что вышел на прямой диалог с людьми. И школе, которая продолжит работать в прежнем режиме.

Глава района высказал учителям свои пожелания. Главное, чего он ждет от педагогов - то, что они будут не просто учить детей, а воспитывать активных граждан, неравнодушных к тому, что происходит в районе.

Текст: Татьяна Никитина, фото: Ольга Киреева
«Известия Мордовии», 26 сентября 2018

юриспруденция, идеология и власть, деградация, съезды и форумы, родители, поколения, общество и население, школа, демография и социология, города и сёла, факты и свидетели, нравы и мораль, стратегия, мэры и губернаторы, поволжье, выборы и референдум, двойные стандарты, менталитет, демократия, образование и воспитание, регионы, протесты и бунты, национальная идея, чиновники и номенклатура, детство, деревня и село, народ и элиты, противостояние, учителя, современность, реформы и модернизация, мордовия, дискуссии, коррупция и бюрократия, провинция, россия

Previous post Next post
Up