Когда и отчего «умрёт» Умёт

Jun 15, 2017 02:14

Ещё дороги в России, в т.ч. Мордовия

«Мы не можем подогнать бульдозеры и снести все кафе в Умете»
Начальник территориального отдела госавтодорнадзора по РМ Николай Бояркин - ​о патовой ситуации в самом известном поселке России, проблеме перегруза и «Платоне»

За состоянием трасс и дорожной инфраструктуры в республике следят как минимум три организации: ГИБДД, Управление автомобильных дорог и региональный госавтодорнадзор. ©Ещё об Умёте



___
Последнее подразделение в этом году получило новые функции и довольно активно взялось, например, за так называемую уметскую проблему. В самом известном зубово-полянском поселке почти все кафе расположены вплотную к трассе, что является нарушением.
С руководителем территориального отдела госавтодорнадзора по РМ Николаем Бояркиным, в том числе на эту тему, поговорил Денис Тюркин.

«Платон»

«С»: Недавно у вашей организации появились новые полномочия: надзор за строительством и сохранностью дорог. Какие инструменты есть для этого?

- Для начала напомню читателям, что в России автомобильные дороги делятся на три типа по собственности: федеральные, региональные (в нашем случае - ​рес­публиканские) и муниципальные. Гос­автодорнадзор следит за сохранностью федеральных. Здесь в нашей работе выделяется два направления. Первое - ​по системе «Платон» (Плата, взимаемая с грузовиков тяжелее 12 тонн при движении по федеральным трассам - ​«С»). Наши инспекторы останавливают грузовой транспорт и проверяют, проплачен ли маршрут. Делать это они могут только на стационарных постах. В Мордовии такой один, на трассе М5 «Урал» в Аким-Сергеевке в Зубово-Полянском районе. Проверка проходит в том числе по онлайн-базам. Второе направление - ​весовой контроль. Таких стационарных постов в Мордовии нет.

«С»: А как же новые рамки «Платона»?

- На них пока установлены лишь видеокамеры с возможностью проверки грузовиков по базам «Платона». Возможность автоматического взвешивания транспорта должна появиться позже, сейчас ее нет. Так вот, пару недель назад в наш отдел из Пензы передали передвижной пост весового контроля на базе «Форда-Транзит», в котором установлено новое оборудование. Наши инспекторы работают на нем все на том же стационарном посту в Аким-Сергеевке.

«С»: Почему не выезжают в другие районы?

- Здесь есть определенная сложность. Мы ограничены требованиями документации. Так, в соответствии с Приказом минтранса РФ от 27 апреля 2011 г. № 125, для того, чтобы произвести взвешивание транспорта, нужна специально подготовленная площадка. Не просто ровная. С переходно-скоростными полосами, общая протяженность которых должна составлять порядка 400 м. Представьте, по сути, требуется построить почти полкилометра новой дороги только для одного места. А еще требуется искусственное освещение! Общие затраты - ​это миллионы рублей. Конечно, у собственников дорог нет таких денег. Мне так и отвечают в письмах: «В бюджете не предусмот­рено средств на такие цели». Хотя, казалось бы, площадки для взвешивания нужны для борьбы с перегрузом, который разрушает эти трассы. Замкнутый круг.
_______

- 383 км трасс федерального значения проходит по Мордовии (без учета Северного обхода Саранска, переданного недавно из республиканской в федеральную собственность)
_______

«С»: Смотрите, еще какая ситуация выходит… Надзор за сохранностью дорог есть у вашего подразделения. Весовым контролем также занимается Управление автомобильных дорог по РМ, на чьем балансе находятся еще одни передвижные весы в нашей республике. ГИБДД следит за содержанием трасс, выписывая балансодержателям крупные штрафы. Не считаете, что государство в попытке сделать одно дело слишком распыляет свои усилия?

- Пожалуй, соглашусь. Та же проблема перегруза очень существенна. Мы наблюдаем, как грузовой транспорт пошел в обход рамок «Платона» с федеральных на республиканские и даже муниципальные трассы. А что мы все - ​все вышеперечисленные ведомства - ​можем сделать? Люди из поселков, расположенных рядом с карьерами, откуда самосвалы с глобальным перегрузом везут щебень и песок, жалуются на разбитые дороги. Но как мы установим, что машина идет с перегрузом? Напомню, наш отдел курирует лишь федеральные дороги, а подъезды к карьерам часто проходят по рес­публиканским и муниципальным трассам. ГИБДД не составляет материалы за перегруз. Упрдор? Ему нужны площадки для весов. Неплохо бы, конечно, строить их на время разработки карьера прямо там. Неважно, кто этим займется, главное, чтобы был результат. Есть еще и этические моменты в нашей работе. Штрафы за нарушения огромны, и я часто напоминаю нашим инспекторам, что выписывая их, они наказывают не просто водителя - ​его семью. Поэтому за какие-то формальные моменты, например, нерасшифрованную подпись в документе, стараемся не штрафовать. Хотя закон требует! Недавно была ситуация на аким-сергеевском посту. Остановили фуру из Казахстана. При ней не оказалось одного сопроводительного документа. Важного. Наложили на водителя штраф в 100 тысяч рублей (я упоминал, что взыскания бывают огромными). Если не ошибаюсь, он его тут же через терминал оплатил. А потом фура отъехала от поста на несколько метров и встала на обочине. Час стоит, два… Инспекторы подошли к водителю спросить, что случилось, нужна ли помощь. А водитель за сердце держится. Говорит, позвонил владельцу фуры, на которого работает, и сообщил о штрафе. Ответ был таким: «Я у тебя из зарплаты вычту!» А у дальнобойщика семья, вот сердечко и прихватило… Вот так. Можно сказать, что нарушать не нужно, тогда и проблем не будет. Но все это слова, а за ними стоят человек и его семья.

«С»: Хорошо, в этой ситуации отсутствие документа не повлияло на безопасность. Но тот же перегруз влияет и прямо - ​возможен отказ тормозной и рулевой систем, сокращается тормозной путь, и косвенно - ​разрушаются дороги, образовывается колейность… Поэтому здесь поблажек, наверное, быть не может. Сколько материалов по перегрузу составили ваши инспекторы?

- Они только начали работу в этом направлении. Могу сказать, сколько по неуплате «Платона». С 1 января по 16 мая проверены 680 транспортных средств. Выписано 67 штрафов на сумму 352 500 рублей. Из них 63 - ​по части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ «Движение т/с, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким т/с», 4 - ​за повторное нарушение той же части той же статьи. Почти во всех случаях наказаны иностранные водители.

Умет

«С»: Также ваш отдел следит за дорожной инфраструктурой. Как это происходит?

- У нас на год утвержден план проверок. Что мы проверяем? Качество содержания трасс (зимой - ​уборка от снега и посыпка смесью, летом - ​скошена ли трава на обочинах). Смотрим, не появилось ли занижение обочины, нет ли колейности, выбоин. Удостоверяемся в наличии знаков, отбойников и прочих элементов инфраструктуры. Но самый больной вопрос - ​это полоса отвода. У каждой дороги есть полоса отвода, составляющая участок до 60 метров по обе стороны от проезжей части. Зачастую там находится неузаконенная инфраструктура. Нельзя просто вот так взять и разместить в полосе отвода, например, рекламный щит. Требуется согласование с собственником дороги, но этого почти никто никогда не делает. Хорошо, снести незаконный щит - ​не проблема. Как быть, например, с кафе или АЗС?



__________

В июле госавтодорнадзор ожидает реформа по аналогии со многими российскими ведомствами - ​укрупнение. Если сейчас мордовский отдел входит в территориальное Управление вместе с Пензенской областью, то скоро к ним добавится и Саратовская область. Это подразделение получит новое название: Нижне-Волжское межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
_______

«С»: А когда были приняты поправки в законодательство, требующие согласования с собственником размещения любых построек в полосе отвода?

- В ноябре 2007 года. Так вот, самая большая проблема у нас с Уметом. Там буквально все придорожные кафе находятся в полосе отвода. Кстати, есть даже одна гостиница. Ничего не согласовано, ни один объект, ни одна шашлычная. Мы проводили там контрольно-надзорные мероприятия, несколько совещаний с представителями районной администрации… Выписывали предписания собственнику дороги с требованием устранить недостатки. Но мы не можем подогнать бульдозеры и снести все кафе. Там же целый поселок завязан на бизнесе общепита. А закон, по сути, требует. Нам некуда деваться, мы не останавливаем свою работу в этом направлении. Но в большей степени надеемся на строительство новой федеральной дороги, которая минует Умет и другие зубово-полянские населенные пункты.

«С»: И тогда трасса через Умет перейдет в республиканскую или муниципальную собственность?

- Именно.

«С»: Мне кажется очевидной ненормальность нынешней ситуации. Когда федеральные трассы (двухполосные!) проходят через все эти села, деревни и деревушки. Логичный конец Умета как шашлычной столицы России, как это ни прискорбно, предрешен. Вне зависимости от того, снесет ли кафе собственник дороги или будет раньше построена новая федеральная трасса.

- Выходит, так. Мы не против сервиса, но все должно быть в рамках закона, все должно быть еще и безопасно. А когда транспорт останавливается прямо на обочине и водитель выходит на проезжую часть, о какой безопасности можно говорить?! Все должно быть в рамках правового поля. Есть определенные требования. Мы как представители государственной структуры можем выразить личное мнение на планерках, беседах друг с другом, можем сказать, что какие-то требования чрезмерны, но при этом мы обязаны следить за их исполнением. В общем, возвращаясь к Умету, скажу, что решения по нему пока просто нет. Хотя Закон дает четкие ответы на вопрос, как нужно действовать контролирующим органам - выписать предписание о сносе либо собственнику объекта, либо собственнику дороги. Во втором случае деньги, потраченные на бульдозеры и рабочих, взыскиваются судом с владельца, например, кафе. Но собственники дороги пока не связываются с этим. Понимают, что это вопрос не только дорожной безопасности, но и политический…

Денис Тюркин
«Столица С», 27 мая 2017

жизнь и люди, законы и конституция, идеология и власть, санкции, общество и население, города и сёла, профессии и умение, факты и свидетели, нравы и мораль, льготы и соцзащита, поволжье, автомотовело, налоги и офшоры, регионы, интервью и репортаж, экономфинбиз, организации, чиновники и номенклатура, уровень жизни, безопасность и правопорядок, памятники и достопримечательности, дороги и транспорт, современность, реформы и модернизация, мордовия, коррупция и бюрократия, кризис, символы, органы власти, провинция, россия, торговля и рынки

Previous post Next post
Up