Сирийские маневры. Информационное затишье России и громкий демарш Ирана

Jan 19, 2017 13:37

Ещё о войне в Сирии

Россия «исчезла» из Сирии
Почему Москва замалчивает информацию о военной операции в арабской республике

С начала 2017 года из российских СМИ практически исчезли новости о боевых действиях наших военных. Информационное затишье создает впечатление, что работа авиации и спецназа прекратилась. ©



В конце декабря в САР было объявлено перемирие на основании договорённостей между РФ, Турцией и Ираном. Однако Москва и Дамаск ведут бои не только с непослушной оппозицией.
Восточная часть страны оккупирована ДАИШ (ИГ - организация запрещена в РФ) и сейчас продолжается ожесточенная схватка в районе Дейр-эз-Зора и на подступах к потерянной 11 декабря Пальмире. Федеральные агентства и телеканалы не публикуют информацию об участии в боях российских ВКС, которые, если верить утечкам, как и прежде, регулярно бьют по террористам и получают подкрепление.

Минобороны РФ - главный источник новостей об успехах на сирийском фронте молчит больше месяца. Однако Интернет по-прежнему пестрит сообщениями об ударах российской авиации по ДАИШ и о перебросках военной техники.

В середине января в Сети появились фотографии «результатов» функционирования так называемого «Сирийского экспресса» - транспортного пути из черноморских портов РФ в сирийский порт Тартус, где в скором времени появится база ВМФ России. В республику были переброшены новые танки, БМП и темно-зеленные грузовики для перевозки личного состава.

Также была опубликована запись якобы Минобороны САР, на которой неподалеку от Пальмиры запечатлены боевые вертолёты РФ, предположительно, Ка-52, Ми-35М и Ми-28Н. 10 января «в рамках сокращения военного присутствия» из Моздока в Хмеймим прилетели 12 штурмовиков Су-25, которых сопровождали Ил-76МД (бортовые номера RA-76771, RA-76724) и Ил-78 (бортовой номер RF-78795).

تحليق طائرات حربية روسية في سماء ريف حماة الشمالي

image Click to view


Почему официальная пропаганда стала умалчивать о действиях авиагруппировки и уничтожении джихадистов, находящихся за скобками перемирия, разбиралась «Русская Планета».

Как делаются новости

Чтобы ответить на столь сложный вопрос, стоит объяснить, как устроена, выражаясь языком спецслужб США, «машина российской пропаганды». Ведущими медиа в России являются всем известные телеканалы и информационные агентства, которые финансируются из бюджета. Большая часть публикуемой ими информации - это сообщения государственных ведомств и заявления официальных лиц.

Также ведущие российские СМИ занимаются мониторингом зарубежных изданий. Естественно, что мониторщики не успевают все отследить, однако именно в этом сегменте происходит львиная доля манипуляций. Во-первых, журналисты берут на перевод далеко не все публикации, где содержатся эксклюзивные данные, которые могут повлиять на общественное мнение РФ.

Например, в одной статье из заслуживающей доверия газеты может говориться о том, что Москва неэффективно воюет в Сирии, скрывает реальные потери или разместила там бомбардировщики. А в другой - Россия представлена как новый полюс силы на Ближнем Востоке, который утер нос США. По понятным причинам, публикация с аргументированными критическими замечаниями игнорируется. Такое российскому читателю знать необязательно.

Во-вторых, прогосударственные журналисты очень умело купируют негатив в адрес руководства нашего государства. Если The Wall Street Journal пишет совсем уж разгромную статью об РФ, то в новость включается лишь часть неприятной для осмысления информации. Конечно, у обывателя есть возможность прочитать первоисточник и самостоятельно получить достоверные сведения, но как показывает практика, так поступают единицы.

Помимо технических ошибок, журналисты-переводчики нередко меняют акценты, которые расставил зарубежный автор в зависимости от редакционной политики или от конкретной установки «сверху». По сути, искажается смысл информации из первоисточника, и у читателя формируется ложное восприятие описываемого события.

Работой на стыке журналистики и пропаганды занимаются не только в России. Абсолютно любое событие можно преломить как угодно. Благо значительная часть населения планеты (при всей доверчивости и неразборчивости) - не очень восприимчивые люди. Ежечасно поглощаемый медиа-мусор чаще всего выходит с первым походом в туалет.

Отсутствие новостей по участию российских войск в борьбе с ДАИШ можно объяснить намеренной политикой ведущих медиа, которые отфильтровывают данные на этот счет, ориентируясь на пресс-релизы Минобороны. Наши оппозиционные СМИ были бы рады сообщить что-нибудь гадкое, однако у них отсутствуют ресурсы, чтобы заместить возможности хотя бы одного федерального информагентства или телеканала.

Разнарядка «сверху»

Нежелание прогосударственных медиа сообщать о действиях российских ВКС можно объяснить неким распоряжением из кабинетов, куда не попадают случайные люди. Эту версию «Русской планете» на условиях анонимности озвучил осведомленный источник, знакомый с этой журналистской кухней. По его словам, теперь «наверху» не хотят частого упоминания о военном присутствии в Сирии.

«Раньше мы буквально каждый день говорили об успешности военной операции. То есть мы как бы подтверждали тезис о первостепенном значении России в Сирии и подчеркивали положительную роль военной миссии. Сейчас, наоборот, стало нежелательным муссировать тему военного присутствия. Сирийская армия как бы самостоятельно воюет и без поддержки России», - сказал собеседник РП.

Источник уточнил, что отпущенная «сверху» разнарядка касается, в частности, упоминания военных объектов: авиабазы «Хмеймим», военного пункта в Тартусе и «аэродромов подскока», которые использует российская авиация в той же Пальмире и Дейр-эз-Зоре. «Теперь о них лучше не упоминать, причем даже в контексте», - отметил он. О причинах неожиданного на первый взгляд разворота собеседник говорить отказался.

Нам остаётся догадываться о том, чем вызвана резкая смена информационно-пропагандистского курса Москвы. С октября 2015 года с помощью медиа РФ демонстрировала миру мощь своих вооружённых сил в арабской республике и пыталась доказать эффективность боевых действий против ДАИШ, отвечая на критику со стороны Запада и обвиняя его в том, что именно он не борется с терроризмом.

Тактический ход

Москва проводит сейчас абсолютно противоположную политику. Из логики предшествующих событий и текущей международной ситуации разумно сделать следующие предположения, объясняющие разворот на 180 градусов:

- Военная мощь России и ее проекция - всегда были инструментом дипломатии. Когда Москва предчувствовала потепление отношений с Западом, то шла на компромисс, заключая сделки об ограничении ядерных арсеналов или выводе войск. Сейчас в руководстве РФ явно ждут перемен с приходом Дональда Трампа. Иллюзорное отсутствие войск в Сирии немного разряжает обстановку в отношениях с США.

- 23 января в Астане стартуют первые переговоры по сирийскому урегулированию, которые являются детищем России, Турции и Ирана. В рамках переговорного процесса с конца декабря в Сирии действует перемирие, которое в реальности не уменьшило интенсивность боев. Однако сейчас в интересах Москвы подчеркнуть имидж миротворца, который умеет общаться не на языке силы.

- Помимо внешнеполитических целей руководство РФ преследует и внутриполитические. Обстоятельства гибели военнослужащих в Сирии раскрыли данные о достаточно широком военном и гуманитарном присутствии России. Российское и западные общества, как правило, настороженно относятся к излишней, как им кажется, военной помощи зарубежному государству.

Речь не о деньгах налогоплательщиков, а о субъективной оценке происходящих событий. Кровопролитные войны во Вьетнаме и Афганистане, бессмысленное вторжение в Ирак сформировали у русских, американцев и европейцев рвотный рефлекс к тому, чтобы их страна увязала в каком-либо конфликте, пытаясь решить, как они думают, чужие проблемы.

Сегодня военную операцию РФ в Сирии нелепо сравнивать с Афганистаном, но страх повторения подобного сценария в головах и сердцах наших людей живет. Власти лакируют информационный фон после каждой потери в САР, награждая погибших посмертно или пытаясь скрыть реальное число убитых. Кремль и Минобороны не могут не учитывать фактор потенциального общественного недовольства и потому периодически устраивают «гуманитарные паузы».



Фото: Morteza Nikoubaz
Иран лишает США слова на переговорах
Выполнение российского мирного плана столкнулось с непредвиденными осложнениями

Подготовку к переговорам по сирийскому урегулированию в Астане, намеченным на 23 января, грозит сорвать демарш Тегерана. Глава МИД Ирана Джавад Зариф выступил против американского участия в переговорах, предложенного Россией и Турцией. А президент страны Хасан Роухани объяснил требование "неучастия некоторых государств в переговорах их деструктивной ролью - поддержкой террористов". Высказывания первых лиц в Тегеране, идущие вразрез с планом России и Турции, выявили раскол внутри треугольника Москва-Анкара-Тегеран, инициировавшего перезапуск мирного процесса в Сирии. Особая позиция Ирана резко осложняет России реализацию ее главных внешнеполитических задач - урегулирования сирийского конфликта с учетом интересов всех ключевых игроков и нормализацию отношений с США при новой администрации Дональда Трампа. ©
Незваный гость Вашингтон

Об отказе Тегерана расширять круг международных участников переговоров по сирийскому урегулированию, пригласив в столицу Казахстана представителей новой администрации США, сообщило иранское информационное агентство Tasnim.

"Мы их не приглашали, и мы против их присутствия",- цитирует Tasnim главу МИДа Джавада Зарифа.

Особую позицию Ирана по предстоящим переговорам в Астане обозначил и президент страны Хасан Роухани. На пресс-конференции в Тегеране, которая транслировалась по национальному телевидению, глава государства напомнил: "Иран, Россия и Турция сумели добиться перемирия в Сирии, и это показывает, что эти три страны имеют влияние".

Самым же острым стал ответ на вопрос о роли США и Саудовской Аравии. "Некоторые страны не принимают участия в переговорах и играют деструктивную роль. Они поддерживают террористов",- заявил иранский президент.

Высказывания первых лиц в Тегеране, судя по всему, стали полной неожиданностью для двух других членов "сирийской тройки" - России и Турции, инициировавших приглашение в Астану представителей новой администрации в Белом доме (напомним, что избранный президент США официально приступит к работе 20 января, всего за три дня до переговоров в Астане).

Впервые о решении России и Турции пригласить на переговоры американских представителей сообщил в минувшую субботу глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу.

Тему продолжил глава МИД РФ Сергей Лавров. На пресс-конференции в Москве по итогам 2016 года, состоявшейся во вторник, господин Лавров подробно разъяснил, почему Россия поддерживает идею участия во встрече в Астане членов новой команды в Белом доме.

"Мы считаем правильным позвать на эту встречу представителей ООН и новой администрации США. Рассчитываем, что новая американская администрация сможет принять это приглашение и будет представлена своими экспертами на любом возможном уровне",- сообщил господин Лавров.

По его мнению, это стало бы "первым официальным контактом, в ходе которого можно будет начать обсуждать повышение эффективности борьбы с терроризмом в Сирии".

Призыв к совместной борьбе с терроризмом не помешал Сергею Лаврову подвергнуть резкой критике действия уходящей администрации США, по его словам, негласно поддерживавшей запрещенные в России группировки "Исламское государство" (ИГ) и "Джебхат ан-Нусра". "Немало примеров того, что и "Нусру", и ИГ американцы и их союзники втихаря хотели использовать для ослабления и в конечном итоге свержения режима Асада. Поэтому они достаточно отстраненно подходили к реализации заявленной ими цели - борьбе с терроризмом",- пояснил глава МИД РФ.

В переводе с персидского на русский

Сопоставление последних заявлений российских и иранских представителей, прозвучавших в один день, свидетельствует о том, что обе стороны придерживаются схожей позиции по вопросу о роли в Сирии администрации Обамы. Как Москва, так и Тегеран возлагают на уходящего президента США значительную часть ответственности за поддержку террористических группировок, на протяжении последних лет боровшихся с властями Дамаска.

Однако принципиальное разногласие состоит в оценке возможной будущей роли США в перезапуске мирного процесса в Сирии, стартующего заново после достижения общенационального перемирия в конце декабря прошлого года. В то время как Москва намерена начать взаимодействие с чистого листа и сделать Вашингтон частью решения сирийской проблемы при президенте Трампе, Тегеран по-прежнему считает Америку частью проблемы и отказывает ей в праве на участие в мирном процессе. Иранская сторона предъявляет Дональду Трампу счет за ту политику, которую проводил в Сирии его предшественник.

"Со стороны Тегерана Москва получила если не удар, то щелчок, по иронии судьбы напомнивший о том, что представляет собой реальная многополярность в мире и на Ближнем Востоке, за которую так ратует российская дипломатия. Прибегнув к подобному демаршу, Иран демонстрирует, что он не только давно стал самостоятельным центром силы, но и претендует на лидерство в стратегически важном регионе и не намерен уступать его никому, включая Россию",- пояснил "Ъ" эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.

По мнению господина Малашенко, особая позиция иранской стороны, отказывающей США в праве на участие в мирном процессе в Сирии, также определяется сложной внутриполитической ситуацией. Традиционная борьба умеренных и консерваторов обострилась еще больше после недавней смерти одного из ведущих иранских политиков Али Акбара Хашеми-Рафсанджани.

В сложившихся условиях в Тегеране только присматриваются к будущей администрации в Вашингтоне, демонстрирующей решимость ужесточить политику по отношению к Ирану - в том числе, по ядерному соглашению, достигнутому предыдущей администрацией Барака Обамы. Поэтому Тегерану и нужны новые козыри в будущем торге с США. Одним из таких козырей становится входной билет на межсирийские переговоры, который Иран может попытаться продать подороже.

Непрочный союз

Демарш Тегерана показывает, насколько непрочен ситуативный альянс между Россией и Ираном в сирийском конфликте. По мнению опрошенных "Ъ" экспертов, долгосрочные цели двух стран на сирийском направлении существенно различаются.

Москва заинтересована в том, чтобы достойно выйти из сирийской войны - путем заключения мирного соглашения, которое позволило бы РФ прекратить активное участие в боевых действиях. Кроме того, для Кремля важно гарантировать сохранение у власти в Дамаске лояльного России правительства, которое контролировало бы основные города, что в настоящий момент уже происходит, и согласилось бы на пребывание на территории страны российских военных объектов.

Для достижения этой цели Москва готова договариваться с другими ключевыми игроками в регионе - в первую очередь, с Турцией, учитывая ее "особые интересы" на севере Сирии и в курдском вопросе.

Предложение подключить к переговорам в Астане администрацию Дональда Трампа было своего рода проявлением доброй воли со стороны Кремля, доказательством его готовности начать сотрудничество с Вашингтоном с чистого листа, не перенося на новую команду тяжелый груз конфликтов с командой предыдущей. Иранский отказ видеть в Астане представителей США затруднил выполнение этой задачи.

Впрочем, Тегеран исходит из собственной логики. Для него сирийский конфликт - часть глобального противостояния шиитской и суннитской ветвей ислама, продолжающегося уже полтора тысячелетия. Представители "партии войны" в Дамаске, обещающие вести боевые действия до полного освобождения всех территорий, которые сейчас контролирует оппозиция, ориентируются именно на Иран. Власти Исламской Республики выступают против "чрезмерных уступок" суннитским группировкам, связанным с главным геополитическим противником иранцев - Саудовской Аравией.

"Идеальным вариантом для иранских властей было бы продолжать войну в Сирии до победного конца, максимально используя при этом российскую авиацию и российских советников. Но у Москвы своя повестка, она не собирается воевать в Сирии вечно и уже сейчас задумывается о "стратегии выхода". По этой причине между двумя странами возникают неизбежные трения",- объясняет "Ъ" старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников.

Разногласия между Москвой и Тегераном нечасто выплескиваются в публичное пространство, но порой это происходит. Наиболее громким примером стало сделанное в августе прошлого года заявление министра обороны Ирана Хосейна Дехгана. Он объявил о запрете на использование самолетами российской дальней авиации в ходе операций в Сирии иранского аэродрома в Хамадане, обвинив Москву в "позерстве", "неджентльменском поведении" и желании "показать себя сверхдержавой". Скандал удалось замять, военное сотрудничество двух стран в Сирии продолжается, однако осадок остался.

Позиция Тегерана в отношении переговоров в столице Казахстана стала для Москвы еще одним неприятным сюрпризом. "Иранцы и так добились, что на этих переговорах не будут присутствовать Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива. Если по настоянию Тегерана в Астане не окажется и американцев, многие оппозиционные группировки могут вообще отказаться от участия в мирном процессе. Это загонит его в тупик и в перспективе может привести к возобновлению широкомасштабных боевых действий, что абсолютно не соответствует интересам России. Хотя, возможно, не афишируемая цель Ирана заключается как раз в этом",- предположил в беседе с "Ъ" профессор факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач.

Кроме того, по мнению господина Косача, действия Ирана в Сирии направлены на получение "максимально возможных экономических выгод". Последним доказательством этого стало заключение соглашений с сирийскими властями об участии Ирана в эксплуатации нефтяных месторождений в районе Пальмиры и создании в Сирии системы мобильной связи. Как считает эксперт, российское военное участие в сирийской операции "отнюдь не приводит к получению Москвой экономических дивидендов, о которых так много говорили депутаты Госдумы, посетившие Сирию в последние месяцы".

Александр Кочан и Сергей Строкань, Максим Юсин
«Русская планета» и «Коммерсантъ», №9, стр.1, 18-19 января 2017

геополитика и территории, обама, съезды и форумы, бл_восток и магриб, сми, версии и прогнозы, трамп, нравы и мораль, ОПГ и террорг, мировая политика, двойные стандарты, внешняя политика и мид, журналистика, сирия, информационные войны, иран, агитпроп и пиар, информация, репрессии и цензура, минобороны, средняя азия, мнения и аналитика, сша, казахстан, страны и столицы, турция и византия, провокации, войны и конфликты, заговоры и конспирология, ислам, союзники, военные, секреты и тайны, скандалы и сенсации, запад, религии, современность, исламизм и ваххабизм, диссида и оппозиция, терроризм и экстремизм, армия, россия, видео, манипулирование

Previous post Next post
Up