Игнатий (Брянчанинов) / Учение о прелести

Aug 03, 2016 22:44

Ещё из религиозных биографий здесь, здесь и здесь, а также Основатели учений в реальности

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Россия будет преобладать во вселенной»
Как сбылись пророчества святого, жившего полтора века назад / Православная церковь чтит память святителя Игнатия

13 мая Православная церковь чтит память святителя Игнатия (Брянчанинова). ©Ещё в «Нашей вере»



Святитель Игнатий (Брянчанинов), икона
Он жил в 19 веке, но говорил и пророчествовал так, словно был нашим современником.
Он видел Запад, который будет противостоять России, видел латинян, избравших своим идолом папу, но главное - он видел спасение России, если она сумеет сохранить православную веру.

Житие

Святитель Игнатий родился 5 февраля 1807 года в одном из сел Вологодской губернии. Принадлежал он к древнему дворянскому роду, чьи представители служили еще князю Дмитрию Донскому. В 15 лет будущий подвижник увезен был отцом в Петербург - для поступления в военно-инженерное училище. Однако, даже закончив его с отличием, юноша проявлял к своей специальности равнодушие, а в один из годов учебы даже сказал отцу, что желал бы скорее уйти в монахи. Сокурсники запомнили его как человека, который чурался светских развлечений и стоял во главе кружка «Почитателей святости и чести» - там обсуждали вопросы истории и будущего России.

Карьера его в качестве военного инженера была недолгой: уже в 1827 году он заболел во время одной из поездок и ушел в отставку. Тогда же началась пора глубокого духовного поиска: послушничество в монастыре, частые визиты в Оптину и другие обители, беседы со старцами. В 1831 сбылось юношеское желание - его постригли в монашество с именем Игнатий, в честь святого мученика Игнатия Богоносца. В том же году его определили настоятелем одного из монастырей близ Вологды, а спустя семь лет он уже исполнял обязанности благочинного всех обителей Петербургской епархии. Этому послушанию предшествовала работа по восстановлению Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом - туда святитель отправился по личному поручению государя Николая I. Пустынь стояла в запустении, но с его появлением буквально расцвела: об Игнатии уж тогда шла молва как о ревностном подвижнике, и в пустынь устремились монахи.

В 1857 году святителя хиротонисали во епископа Кавказского и Черноморского. Он возглавлял эту кафедру четыре года, а затем вновь дали знать о себе болезни, и он был вынужден уйти на покой - вернулся к уединенной монашеской жизни и духовному творчеству.

Труды

Литературные произведения святителя впервые появились в печати еще в сороковых годах 19 века (при этом известно, что свою первую книгу «Плач инока» он написал еще до пострижения в монахи). К современной ему литературе он относился критически - считал, что та воспевает зло, а герои вроде Печорина и Онегина, пораженные скукой и от скуки же творящие зло, развращают молодое поколение. В 1847 году в противовес этим произведениям святитель написал свое собственное - его героем стал библейский праведник Иосиф. Повесть предваряло предисловие с пожеланием последователям Печорина обратиться в последователей Иосифа.

В его работах и письмах сильно патриотическое начало. России, по словам святителя, уготовано «преобладание над вселенной», при этом Игнатий - будучи свидетелем событий Крымской войны 1853-1856 годов, когда России боролась с турецко-англо-французской коалицией - разбирался и трезво оценивал мировую обстановку. Европейские народы всегда завидовали России и стремились сделать ей зло, писал он и предсказывал: подобное отношение сохранится и в будущие века.

Святитель критиковал католиков и протестантов, видя в них еретиков, отступивших от истинной веры. Первые, по его словам, возвели папу на роль идола, вторые - отвергли таинства, заповеданные самим Христом. «Ересь - есть грех ума, - писал он. - А сущность этого греха - богохульство».

Наконец, одной из центральных богословских тем его творчества стало учение о прелести. Святитель призывал духовенство и монашество стремиться к смирению и всячески избегать чувства гордости за свою якобы праведную жизнь. Это чувство, говорил он, внушает сам сатана, представляясь ангелом и вовлекая «в прелесть». «Тщеславие и чада его - созидают призрак смирения. Этим призраком заменяется для души истинное смирение. Призрак истины, заняв собой храмину души, заграждает для самой Истины все входы в душевную храмину», - писал он.

Прославление

Святитель провел свои последние годы, живя уединенно в Николо-Бабаевском монастыре (Ярославская область). Слабое здоровье не позволяло ему месяцами покидать свою келью, но в этом одиночестве он, как писал в одном из писем, находил «чудное вдохновение»: «Религия обратилась для меня в поэзию… в беседе с видимым и невидимым мирами держит в несказанном наслаждении. Скуки не знаю; время сократилось - как бы слилось с вечностью; вечность как бы уже наступила».

В середине апреля 1867 года, на Пасху, святитель отслужил последнюю в своей земной жизни литургию. Он скончался 30 апреля в праздник Жен Мироносиц - перед смертью еще успев получить и отсмотреть очередные тома собственных сочинений: уже при его жизни они имели большой успех.

Епископ Игнатий канонизован Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году. Его мощи покоятся в Свято-Введенском Толгском монастыре Ярославской Епархии. Частицу мощей в 1994 году перенесли в Ставрополь, ставший местом его епископского служения.

Михаил Боков
«Русская планета», 13 мая 2016

западники и славянофилы, священники, предсказания, родина и патриотизм, писатели и поэты, биографии и личности, христианство, мифы и мистификации, эпохи, запад, память, нравы и мораль, религии, мировая политика, даты и праздники, противостояние, литература, российская империя, традиции, вера, святые, православие, католики и Ко, известные люди, русские и славяне, история, 18-19-ее века, россия

Previous post Next post
Up