Ещё об
экстремизме и законах в России Ирина Яровая предлагает лишать свободы на 20 лет за хищения в сфере госзакупок
А бизнес проверять не чаще одного раза в три года
На съезде партии «Единая Россия» глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая выступила с предложением ввести повышенную ответственность за хищения в сфере государственных и муниципальных закупок в виде 20 лет лишения свободы.
©По теме:
Врагов народа лишат гражданства /
Госдума передумала лишать россиян гражданства |
Белая сторона законов Яровой |
Яровец Конституции Председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая / Фото: Анатолий Жданов
В сфере бизнеса депутат предложила установить требование по его проверке - не чаще одного раза в три года.
«Предлагаем установить специальный состав преступления и повышенную ответственность до 20 лет лишения свободы за хищения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»,- заявила Ирина Яровая. Из предложения главы думского комитета также следует, что необходимо обязать поставщика уведомлять субподрядчиков и соисполнителей о том, что они работают в рамках госконтракта. Помимо этого подрядчик и исполнитель должен сообщать обо всех соисполнителях.
Кроме того, партия предлагает запретить передавать на аутсорсинг выполнение тех полномочий органов власти, которые они могут осуществить сами, в том числе так называемые интеллектуальные закупки. «Это не должно превращаться в закупки никому не нужных продуктов, за которые на чиновников проливается “золотой дождь”»,- подчеркнула депутат.
Также Ирина Яровая заявила о необходимости установить требование по комплексной проверке бизнеса - не чаще одного раза в три года. По замыслу госпожи Яровой, она должна осуществляться всеми контрольными органами одновременно, что станет «реальной поддержкой» для бизнеса. Депутат выдвинула предложения и в сфере защиты интересов граждан и бизнеса в судебной системе. Среди предложенных мер - создание системы электронных кабинетов, в которых судебные приставы были бы обязаны отчитываться перед гражданами за исполнение судебных решений по их делам. «Необходимо, чтобы судебные приставы были подотчетны для любого гражданина. Мы предлагаем создать электронные кабинеты для получения информации, чтобы не гражданин бегал за судебным приставом, а ему приставы представляли отчет о проделанной работе по защите его прав»,- пояснила глава думского комитета.
Помимо этого предлагается установить запрет на повторный возврат судом документов заявителю по основаниям, которые первоначально не указывались. «Мы предлагаем ввести прямую ответственность за нарушение сроков и повторный возврат, вплоть до возмещения ущерба»,- заявила депутат. В числе других мер - введение обязательной видеозаписи судебных заседаний для гарантирования их прозрачности.
Появление наказания за хищения в сфере госзакупок было анонсировано еще в марте (см. “Ъ”
от 11 марта). Тогда депутаты Ирина Яровая и Михаил Старшинов предложили ввести в УК РФ новую ст. 164.1 (хищение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд). Также они выступили с предложением ужесточить сам механизм госзакупок: ввести обязанность поставщика указывать сведения о производителе товара и основаниях перехода права собственности на товар от производителя к поставщику.
___Председатель Государственной думы Росии по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и президент России Владимир Путин / Фото: Дмитрий Духанин
На Ирину Яровую пожалуются Владимиру Путину
Протестанты готовят обращение к президенту РФ с просьбой отклонить поправки к закону о свободе совести
Протестанты, которые резко выступают против антитеррористических поправок Ирины Яровой к закону о свободе совести, планируют в ближайшее время обратиться к президенту России с просьбой наложить вето на принятый в пятницу депутатами Госдумы закон. Они считают антиконституционными поправки, которые касаются ведения миссионерской деятельности. Представители других конфессий говорят о поправках более благожелательно, чем накануне их принятия, но также рассчитывают на дополнительные уточнения.
©«28-я статья Конституции России каждому гарантирует свободу совести и вероисповедания, “включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”,- напомнил первый заместитель начальствующего епископа, управделами Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Константин Бендас.- Принятый Госдумой в пятницу закон противоречит данной норме, принуждая человека либо скрывать свои религиозные убеждения, либо носить с собой разрешительный документ, подтверждающий его принадлежность к религиозному объединению и дающий право проповедовать. Это своего рода новое религиозное крепостное право». «Пункт 3 статьи 24, которым депутаты дополнили закон “О свободе совести”, не допускает “миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего закона”,- рассказал господин Бендас.- Часть 2 говорит о зданиях, строениях, помещениях и земельных участках, которые либо находятся в собственности у религиозных организаций, либо принадлежат им на ином имущественном праве. А что делать религиозным группам? Они не являются юридическим лицом и соответственно не могут быть собственником или арендатором помещения. Они как раз для богослужений используют жилые помещения, принадлежащие участникам группы. Теперь это запрещено. А мне как физическому лицу теперь в своей собственной квартире для того, чтобы за чаем с гостем разговаривать на религиозные темы, придется заключать договор аренды с религиозной организацией? То есть отныне государство диктует мне, о чем можно говорить на собственной кухне, а о чем нельзя».
Консультативный совет глав протестантских церквей России еще накануне принятия Госдумой поправок Яровой направил специальное обращение в адрес президента РФ. В нем протестанты попросили президента «от имени тысяч протестантских евангельских церквей России не допустить принятие данного репрессивного и антиконституционного закона».
Напомним, в пятницу депутаты Госдумы приняли во втором и третьем чтениях пакет антитеррористических поправок, часть из которых касается ведения миссионерской деятельности. «Предлагаемые поправки сами по себе являются экстремистскими,- заявил накануне их принятия начальствующий епископ РОСХВЕ Сергей Ряховский.- Вводится жесточайшая цензура под угрозой крупных денежных штрафов на любые разговоры на религиозные темы (именуемые “миссионерская деятельность”) за пределами конфессиональных зданий и без специального разрешительного документа. Подобных запретов не содержало даже большевистское богоборческое законодательство образца 1929 года».
Перед окончательным принятием законопроекта в части, касающейся миссионерской деятельности, депутаты внесли смягчающие закон правки. «Новая редакция поправок к закону “О свободе совести и о религиозных объединениях”, которая была принята депутатами Госдумы, существенно доработана и улучшена,- заявила “Ъ” руководитель юридической службы Московской патриархии игумения Ксения (Чернега).- Поменялось определение миссионерской деятельности: теперь она представляет уже не любую форму распространения веры, а только форму, которая имеет своею целью вовлечение граждан в религиозное объединение. Кроме того, было уточнено, что понимается под словом “миссионер”». По ее словам, принятые поправки в части миссионерской деятельности РПЦ устраивают, и она их поддерживает. «Если новый закон будет ограничивать миссионерскую деятельность РПЦ, мы будем инициировать поправки,- пояснила игумения.- Но, по нашему мнению, данный закон будет применяться в отношении нетрадиционных религиозных объединений».
«Настораживает тайная манипуляция с поправками,- заявил “Ъ” руководитель Центра по изучению проблем религии и общества института Европы РАН, президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин.- Ситуация схожа с той, когда принимался закон о свободе совести в 1997 году: тогда сначала обсуждался один законопроект, затем другой, а в результате был принят текст, отличающийся от обоих вариантов». По мнению господина Лункина, экстренная разработка закона и его поспешное принятие вызваны ожидаемой критикой этого документа: «Методы принятия этих поправок похожи на методы спецслужб, которым, судя по всему, и выгоден этот документ». По его мнению, у протестантов есть минимальный шанс, что президент РФ наложит вето на документ: «Но, скорее всего, все останется как есть, так как эти поправки принимались пакетом, вместе с рядом других новелл, касающихся безопасности».
Представители других конфессий отзываются о принятом законе мягче, чем накануне его принятия, но также надеются на дополнительные уточнения. Так, Совет муфтиев России (СМР), который ранее критически отзывался о поправках, смягчил свою позицию. На официальном сайте СМР говорится, что «ведущие мусульманские организации России во всей своей деятельности поддерживают руководство страны в борьбе с любыми радикальными настроениями, против терроризма и экстремизма. Внесение поправок в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в который предлагается добавить главу о миссионерской деятельности, вызвано необходимостью упрочения позиций в противостоянии любым деструктивным проявлениям». При этом руководство СМР предостерегает, что в условиях нехватки мечетей «традиционные собрания могут уйти в подполье». «Законопроект, направленный на ограничение и формализацию миссионерской деятельности нетрадиционных религиозных организаций, может задеть и интересы официально зарегистрированных представителей традиционных религий»,- говорится также в заявлении СМР.
«Мы считаем, что для принятия таких законов к обсуждению должны привлекаться представители всех конфессий, так как нововведения могут отразиться на необходимой повседневной деятельности религиозных организаций не лучшим образом»,- заявил “Ъ” председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввин Шимон Левин. По его словам, «на сегодняшний день уровень развития религиозных организаций в России является примером для многих стран». «Можно лишь выразить надежду, что принятый закон будет сопровождаться соответствующими уточнениями и комментариями, которые будут способствовать благоприятному существованию и функционированию религиозных организаций»,- сказал раввин.
___Фото: Дмитрий Духанин
Что нужно знать о «пакете Яровой»
Суть и опасность антитеррористических поправок
В последний день работы Госдума шестого созыва приняла один из самых резонансных законопроектов последних лет.
© Что нужно знать о «пакете Яровой»
Click to view
Как принимали закон
Законопроект внесли в Госдуму 7 апреля депутат Ирина Яровая и член Совета федерации Виктор Озеров. Инициативу они объяснили «новыми проблемами» с международным терроризмом. В первом чтении проект был принят 13 мая.
За проголосовали 287 депутатов из фракций «Единой России» и «Справедливой России». Коммунисты и ЛДПР в голосовании не участвовали, сочтя законопроект противоречащим Конституции.
Во втором и сразу же в третьем чтениях проект принят 24 июня. Окончательные поправки раздавались парламентариям за несколько минут до обсуждения. В итоге проект был заметно смягчен. За проект в третьем чтении проголосовали 287 депутатов, против - 147, один воздержался.
В чем суть поправок
• Разрешить сотрудникам ФСБ и СВР «получать на безвозмездной основе от госорганов и государственных внебюджетных фондов» доступ к информационным системам и базам данных.
• Причислить к разыскным мероприятиям получение правоохранительными органами «компьютерной информации», в том числе доступ к электронной почте, СМС-сообщениям.
• Обязать операторов почтовой связи «принимать меры» для того, чтобы по почте не отправлялось оружие и другие «опасные» предметы.
• Увеличить для операторов связи и интернет-компаний срок хранения информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, а также изображений, звуков или иных сообщений пользователей до трех лет (сейчас - шесть месяцев). В день принятия закона авторы пошли на уступки и согласились увеличить такой срок всего до года.
• Регламентировать
миссионерскую деятельность. Например, запрещается проповедовать в жилых помещениях.
•
Ужесточить наказания за терроризм и экстремизм, а также дополнить Уголовный кодекс новыми составами преступлений этой категории.
Какие новые наказания предложили авторы
• Лишение гражданства тех, кто окажется втянутым в террористическую и экстремистскую деятельность. Подозреваемым в подобной причастности запретить выезд за рубеж.
Ко второму чтению было решено отказаться от этих видов наказания.
• Лишение свободы на срок от пяти до десяти лет за «склонение, вербовку и иное вовлечение» в совершение массовых беспорядков.
• Лишение свободы от 10 до 20 лет за создание террористической организации.
• Увеличивается число уголовных статей, ответственность по которым наступает с 14 лет.
• Штраф для юридических лиц за использование СМИ и интернета для разглашения гостайны - от 400 тыс. до 1 млн руб.
Чем опасны поправки и то, как их принимали
• Предлагавшиеся нормы о лишении гражданства не соответствуют ст. 6 Конституции РФ («гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его»).
• Никто из глав других ответственных думских комитетов не был привлечен к проработке поправок Ирины Яровой.
• Новации стали неожиданностью для религиозных деятелей: при разработке закона с ними не консультировались.
• Правовое управление Госдумы отмечало, что усиление наказания за пособничество в совершении террористических преступлений в ряде случаев повлечет более строгое наказание, чем за их совершение.
• По подсчетам операторов связи, реализация требований законопроекта лишит их чистой прибыли и оставит бюджет без налоговых отчислений.
Дарина Бухарова, Павел Коробов
«Коммерсантъ», 24-26 июня 2016