Ещё о
терроризме и законах в России Госдума передумала лишать россиян гражданства
и ограничивать им выезд за рубеж
Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, возглавляемый Ириной Яровой («Единая Россия»), исключил ко второму чтению из поправок к антитеррористическим законопроектам норму об ограничении выезда из РФ за совершение преступления экстремистской или террористической направленности.
©По теме:
Врагов народа лишат гражданства Председатель комитета Государственной думы России по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая / Фото: Геннадий Гуляев
Из законопроекта исчезли также поправки, которые позволяли лишать гражданства россиян, совершивших террористические или экстремистские преступления. Обе эти нормы ранее вызвали резкую критику со стороны общественников и правозащитников.
Первоначально пакет поправок стоял в повестке заседания 22 июня, однако по предложению зампреда комитета по безопасности Эрнеста Валеева («Единая Россия») второе чтение было перенесено на 24 июня, последнее пленарное заседание нижней палаты этого созыва. Первоначально это объяснялось тем, что перед депутатами должен был выступить Владимир Путин, однако о его визите было известно давно.
Более актуальна версия о том, что законопроект, подготовленный председателем комитета СФ по безопасности Виктором Озеровым и главой думского комитета Ириной Яровой, пришлось приводить в соответствие с законодательством и Конституцией.
В новых поправках нет больше положения о лишении гражданства РФ лиц, совершивших террористические и экстремистские преступления или поступивших на работу в иностранные спецслужбы или международные организации. Изначально предлагалось лишать российского гражданства тех осужденных террористов, которые имеют два паспорта. Новые поправки ко второму чтению вообще не содержат статью о лишении гражданства.
Между тем комитет принял эти поправки в понедельник. Они вызвали критику со стороны думских юристов. В заключении думского правового управления, в частности, отмечалось, что положения проекта, касающиеся вопроса лишения гражданства, «не соответствуют принципам гражданства РФ и правилам, регулирующим вопросы гражданства РФ», согласно которым гражданин не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.
Кроме того, принятыми в первом чтении поправками предусматривалось ограничение выезда на пять лет из России тем, кому вынесено предостережение по поводу вероятной причастности к террористической и экстремистской деятельности. Изначально ко второму чтению профильный комитет по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал принять поправку, согласно которой право гражданина на выезд из РФ может быть временно ограничено, если он имеет судимость за совершение преступления экстремистской или террористической направленности. Это ограничение должно было действовать до тех пор, пока судимость не будет погашена или снята. Ограничение выезда должно было коснуться и тех, кто совершит преступления, связанные с террористической деятельностью по ряду статей Уголовного кодекса. Речь идет о посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственном захвате власти, вооруженном мятеже и нападении на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой. К моменту голосования текст проекта претерпел существенные изменения. Новая согласованная комитетом версия поправок не содержит положений об ограничении выезда.
Это не единственные положения законопроекта, которые подвергались критике. Так, представители религиозных организаций выражали протест против того, что с ними не проконсультировались при подготовке поправок, затрагивающих миссионерскую работу. А операторы связи и интернет-компании указывали на то, что новое требование, обязывающее их хранить содержание коммуникаций своих абонентов и пользователей в срок до шести месяцев, может привести к миллиардным потерям не только самих участников рынка, но и федеральный бюджет.
На самом деле, работа над проектом Яровой-Озерова была предельно сосредоточена в думском комитете по безопасности, от нее были фактически отстранены другие думские комитеты. Нельзя исключать того, что в случае дальнейшей работы над поправками в «антитеррористический пакет» будут внесены и другие изменения, которые помогут адаптировать его к действующему законодательству.
Иван Синергиев
«Коммерсантъ», 23 июня 2016