Оригинал взят у
mamlas в
Мастера отечественной документальной фотографии. Владимир ВоробьёвЕщё
фотомастера эпохи СССР Владимир Воробьев. Публикуется впервые
Этим материалом РР-Онлайн продолжает серию публикаций о мастерах документальной фотографии СССР и России последней четверти XX века / Статья 2012 года
«РР-Онлайн» публикует портфолио Владимира Воробьева, новокузнецкого документального фотографа, в 80-е годы прошлого века активно снимавшего окружающую его повседневную жизнь и до сей поры за пределами своего города известного только редким специалистам.
©Ещё в цикле:
Владимир Соколаев |
Игорь Гаврилов |
Фарит Губаев |
Сергей Брушко |
Жан-Поль Гийото |
Александр Гроусс |
Анатолий Гаранин Праздник Масленицы у шахтеров. Новокузнецк. 1984
В то время Владимир Воробьев вместе с Владимиром Соколаевым и Александром Трофимовым составляли творческое объединение «ТриВа», о котором «РР-Онлайн» уже писал в
материале, посвященном другому его участнику - Владимиру Соколаеву. Большинство работ Воробьева, представленных нами сегодня, ранее никогда не публиковались, считанные единицы - участвовали в выставках в основном в своем регионе.Год назад [в 2011 году] Владимира Воробьева не стало, и сейчас его персональная выставка «Пункт вселенной», собранная другом и коллегой Владимиром Соколаевым, демонстрировалась в Новокузнецке. Мы надеемся, что наша публикация поможет имени Владимира Воробьева остаться в памяти возможно большего количества людей, а фотографиям - донести до широкой аудитории его ощущение реальности.
2. Портрет с бюстом основателя СССР. Новокузнецк. 1983. Новокузнецк, 1982
3. Джоконда на конкурсе буровиков. Новокузнецк, 1983
4. Ветераны под снегом на бульваре Героев. Новокузнецк. 1983
5. Дом с печным отоплением. Новокузнецк, 1986
6. Женщина с суповым набором. Новокузнецк, 1984
7. Загонщики на свиноферме. Новокузнецк, 1983
Артем Чернов, фоторедактор «РР-Онлайн»:
- Я иногда сталкиваюсь примерно с таким мнением коллег по фоторедактированию: все главное, самое сильное и яркое в документальной фотографии СССР 1970-1980-х снято без преувеличения великолепным мастером
Валерием Щеколдиным и не менее великолепным Владимиром Семиным. Всё главное о том времени ими двумя в документальной фотографии сказано, точка. Публиковать работы других, менее известных или вовсе неизвестных авторов той эпохи, сделанные «примерно в том же ключе», - повторение пройденного, показ уже виденного. Ну что там нового найдешь, в самом деле, какие фотографические откровения? Примерно так.
С этим невозможно согласиться.
8. Замена подъездного козырька. Междуреченск, 1981
9. Портрет коллектива после демонстрации 7 Ноября. Новокузнецк, 1982
10. Люди в очереди. Новокузнецк, 1982
11. Мальчик на карусели. Новокузнецк. 1981
12. Машинист углезагрузочной машины. Коксовая батарея Кузнецкого металлургического комбината. Новокузнецк. 1978
13. Молочный отдел универсама. Новокузнецк. 1983
Мне кажется, всем, кто застал 70-е и 80-е, не может не броситься в глаза очевидное: это время от нас никуда не ушло и уходить явно не собирается. Оно накрепко засело в общественном сознании набором из тысяч самовозрождающихся клише, стереотипов, представлений о «норме» и «порядке», ценностей, привычек, иллюзий, комплексов и страхов, логических связок и поведенческих моделей. Мы какой-то нашей частью все так же живем в том, позднем, СССР, и у кого-то это прорывается в ностальгических вздохах о времени молодости, а у кого-то - и в сознательном усилии «все вернуть». И следующему поколению этот громоздкий груз передать в целости.
14. Обед в детском доме. Новокузнецк, 1984
15. Обеденный перерыв в механических мастерских Запсибгеологии. Новокузнецк, 1983
16. Владелец автомобиля с ручным управлением. Новокузнецк. 1983
17. Ощущение материнства. Роддом №1. Новокузнецк, 1981
18. Пальто вождя в музее Ленина. Москва, 1982
19. Педикюрный кабинет. Новокузнецк, 1981
А раз так, давайте чаще и шире смотреть в ту реальность, из которой мы родом. Причем не избирательным взглядом официального фотографа партийной газеты, не взглядом заезжего иностранца, а глазами тех, кто стоял в очередях за продуктами, толкался в электричках, гулял на праздниках, чинил крыльцо, машину, забор у дома, сидел на собраниях, пил кефир в рабочий полдень...
20. Письмо до востребования. Новокузнецк, 1980
21. По дороге к ветеринару. Новокузнецк, 1983
22. Побелка классного потолка. Новокузнецк, 1982
23. Портрет люкового. Кузнецкий металлургический комбинат. Новокузнецк, 1979
24. Поход джентльменов в гости. Новокузнецк, 1980
25. Праздничная первомайская колонна. Новокузнецк. 1982
Фотографии новокузнецкого мастера Владимира Воробьева, работавшего на Кузнецком металлургическом комбинате, - это ещё одна возможность вспомнить воздух того времени, звуки, запахи, фактуры, лица, глаза. Для тех, кто родился попозже - шанс в полной мере почувствовать все это впервые. Вряд ли стоит такую возможность упускать, ведь так? Вдруг, кое-что из груза прошлого все же расхочется тащить с собой дальше...
Добро пожаловать в Сибирь 80-х.
26. Владимир Воробьёв
Мария Исмаилова, внучка фотографа о его биографии и понимании своего дела:
Владимир Егорович Воробьев (1941-2011). Фотограф. Основное направление работы - социальная фотография.
Родился 26 марта 1941 года в городе Краснослободске Волгоградской области. Жил вместе с родителями и старшим братом. В 17 лет ушел из дома. В 1959 году был призван в армию, служил на территории Германии. В 1962 году демобилизовался и по комсомольской путевке попал в Новокузнецк, тогда - Сталинск. С 1967 года работал инженером на Западно-Сибирском металлургическом комбинате. Дважды поступал на заочное отделение факультета журналистики МГУ - не поступил, затем некоторое время учился в СМИ - Сибирском металлургическом институте. В 1974 году получил диплом факультета журналистики Новокузнецкого педагогического института.
27. Продавец букетов. Новокузнецк. 1980
28. Просмотр похорон Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова группой первоклассников. Детский дом №5. Новокузнецк, 1984
29. Районная Доска почета. Новокузнецк, 1983
30. Родители Владимира Воробьева на могиле своих родителей. Краснослободск. Волгоградская область, 1982
31. Семья на водокачке. Барнаул, 1983
32. Солдат в увольнении. Новокузнецк, 1982
В середине 70-х гг. при Кузнецком металлургическом комбинате возник кино-корреспондентский пункт - «КМК-фильм». В рамках этой киностудии 4 апреля 1980 года было создано творческое объединение «ТриВА» (Владимир Воробьев, Владимир Соколаев, Александр Трофимов). Студия просуществовала до 1982 года, после чего была распущена из-за конфликта с властью. Во время работы объединения был окончательно определен стиль - репортажная съемка так называемыми «полтинниками» - 50-миллиметровыми объективами.
33. Тень и стулья. Детский дом №5, Новокузнецк, 1984
34. Тракторист буровой бригады. Горная Шория. 1983
35. Уставший люковой. КМК. Новокузнецк, 1980
36. Шахтерский город Таштагол. 1982
37. Чиновник в детском саду. Тисуль. 1984
38. Электрослесарь на коксовой батарее. КМК. Новокузнецк. 1980
Он всегда говорил, что наибольшую ценность для внимания фотографа имеет социальная фотография. Именно она - как отражение действительности. Повседневность, обыкновенность, жизненность - что может быть важнее, чем это? Ведь это правда. И самый главный критерий для определения хорошей социальной фотографии - правдивость. Я спросила его однажды, чем он руководствуется при отборе фотографий, каким особым способом он отличает ту самую, подлинную, фотографию? Он ответил: «На самом деле, все просто. Ты смотришь на фотографию и видишь, как сквозь внутренний точный импульс фотографа постепенно проявляется запечатленный им пункт Вселенной».
39. Фотограф Владимир Воробьев на Театральной площади. Новокузнецк. Кузбасс. Сибирь. 19.11.1983 / Автор: В. Соколаев
Артём Чернов, фоторедактор «РР-Онлайн»
«Русский репортёр», 22 ноября 2012