Забытые фотомастера. Анатолий Гаранин

Jun 14, 2015 18:44

По теме: Вспоминая Анатолия Гаранина || Гаранин и Высоцкий, а также ещё фотомастера эпохи СССР

Анатолий Гаранин. Время и имя
"РР-онлайн" публикует 16 кадров фронтового корреспондента Великой Отечественной, выдающегося советского фотографа Анатолия Гаранина, имя которого, к сожалению, сейчас помнят в основном лишь пожилые знатоки истории российской фотографии

"Смерть солдата", кадр, сделанный в бою. Кто автор снимка? ©


Смерть солдата. Крымский фронт, Керченское направление, апрель-май 1942 года.
Нет, речь не о знаменитом снимке Роберта Капы "Гибель республиканца", снятом в 1936-м из окопа. Речь о кадре, снятом на бегу, под обстрелом, в атаке на каком-то участке Крымского фронта, в 1942-м.Дотошным правдоискателям, кому всюду мерещятся постановочные кадры (иногда - и справедливо) , в данном случае есть что возразить: советской прессе военной поры требовались совсем другие фотопостановки, которыми полны пресс-архивы тех лет: бравурные, энергичные, победные. Снимок будничной смерти на бегу явно не укладывается в агитационный "формат". Его сделал капитан Анатолий Гаранин, и это, по-видимому, один из сильнейших фотодокументов войны .




2.23.06.1941 Мобилизация. Новобранцы. Москва, 23 июня 1941 года.



3.30.06.1941 Служба химической защиты. Москва

"Анатолий Сергеевич Гаранин родился в 1912 году в городе Москве. С середины 30-х годов публиковался во многих московских газетах и журналах. С 1939 года был фотокорреспондентом «Иллюстрированной газеты», которую издавала «Правда». Опубликовал в ней несколько фотоочерков, среди них - получивший известность «Если завтра война».



4.30.08.1941 Обучение бойцов перед отправкой на фронт. Казармы Н-ского полка им. Ворошилова. Москва, август 1941 год.



5.10.08.1942 Раненые бойцы Советской Армии идут в тыл. Юго-Западный фронт.



6.09.10.1942 Бойцы лейтенанта Орлова ведут огонь в районе Ржева на Северо-Западном фронте.

В годы Великой Отечественной войны - корреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация». Снимал боевые действия Советской Армии на разных фронтах. Его снимок «Смерть солдата» вошёл в число классических произведений фронтового фоторепортажа. В послевоенные годы был одним из ведущих фотокорреспондентов журнала «Советский Союз».



7.11.06.1942 Бойцы подразделения лейтенанта Логачева ведут бой за деревню Гридино. Северо-Западный фронт.



8.09.10.1942 Расчет сержанта Федора Коноплева ведет огонь по самолетам в Ленинграде.

С 1964 года много снимал московский Театр на Таганке, спектакли, актеров, репетиции.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За трудовое отличие»". / По материалу сайта Photographer.ru



9.11.06.1942 Бойцы подразделения лейтенанта Логачева ведут бой за деревню Гридино. Северо-Западный фронт.



10.28.06.1942 Жители освобожденного села встречают советских бойцов Западного фронта.



11.30.09.1942 Танковый десант майора Мозгова идет в бой в районе Змиева. Юго-Западный фронт 1942 год.

Мне, студенту первого курса МГУ, повезло в 1985-м или 86-м году быть на его встрече со студентами журфака на Моховой. Он показывал там какие-то невероятные съемки, и военные, и мирные, вплоть до некоего европейского кабаре, где никому кроме него вообще не давали снимать. Память подсказывает, что, возможно, это был Мулен Руж, но прошло 25 лет, и я боюсь что-то напутать сейчас, пусть уж лучше это уточнят будущие исследователи его наследия. Фотографии там были классные. Гаранин - мощнейшее имя в советской фотожурналистике. Почему мы не помним его? Что за странная судьба?



12.09.05.1945 9 мая 1945 года в Москве.



13.09.05.1945 Москвичи на улице Горького (Тверская). 9 мая 1945 года.

Огромный фотоархив этого автора лишь с недавнего времени медленно и постепенно становится доступным для широкой публики. Возможно, именно в этом главная причина того, что имя Гаранина как-то затерялось, скрылось от нас за именами Роберта Капы, Дмитрия Бальтерманца, Дэвида Сеймура, Евгения Халдея и других авторов, через видоискатель которых мы теперь можем видеть Вторую мировую войну и которым повезло не остаться для нас безымянными. Гаранинские кадры времен войны, как правило, скромны, просты, непафосны, фронт на них - это просто будни, тяжелая смертельная работа. Про них не повернется язык сказать "создан величественный образ..." Нет, Гаранин снимал фотодокумент, и о его кадрах, в отличие от чьих-то других, никогда не ходил шепоток среди коллег "слыхал, он снял это в третьем эшелоне, на учениях". Гаранин делал снимки на передовой, и это все знали.



14.09.05.1945 Пианистка Московской консерватории Нина Петровна Емельянова во время выступления на площади Маяковского в Москве. 9 мая 1945 года.



15.09.05.1945 Москвичи на улице Горького (Тверская). 9 мая 1945 года.



16.09.05.1945 Москва. 9 мая 1945 года.

"Он не суетился, - написал о Гаранине уже в конце 80-х его коллега, известный советский журналист Алексей Аджубей. - ...Он не возил с собой в командировки по стране, как некоторые наши коллеги, запасных галстуков, модных кепи и очков в роговой оправе, дабы придать «цивилизованный» вид героям съемок... Я знал, как и что снимает Анатолий Сергеевич не только для журнала, а и для себя, не ставя перед собой никаких сиюминутных целей, не связывая труд с непременной возможностью публикации, в свое собственное досье, в ту кладовую, из которой, он в это верил, когда-нибудь сложится картина времени. Времени, в которое мы жили".

Артём Чернов
«Русский репортёр», 9 мая 2012

общество и население, творчество и промыслы, наследие, эпохи, воспоминания, фото и картинки, биографии и личности, вов и вмв, известные люди, ссср, культура, победа, мужчины, мастер

Previous post Next post
Up