Ещё о
мировой геополитике США утрачивают мировую гегемонию
Интервью с политологом Владиславом Гулевичем. Политический центр тяжести смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион / Новогодние праздники. Основные достижения года
«Русская планета», подводя итоги своей работы за год, решила в рубрике «Новогодние праздники. Основные достижения года» в серии материалов показать, чем завершается 2015 год и для России и мира и с чем мы пойдём в год новый...
©Ещё в
«России' 2015» ___Представители ДНР и ОБСЕ во время поисковых работ тел погибших в районе аэропорта Донецка / Фото: Михаил Соколов
Итоги уходящего года подводит для «Русской планеты» известный российский политолог Владислав Гулевич.
- Назовите, пожалуйста, три главных, на ваш взгляд, события года. Основная тенденция года - можно ли ее выделить? Каковы общие итоги уходящего в историю 2015-го?
- Это, безусловно, война в Новороссии, участие РФ в войне против международного терроризма в Сирии и кризис в российско-турецких отношениях, который напрямую порожден вторым пунктом - российским присутствием в Сирии.
Главная тенденция года - геополитическая трансформация мира, приобретающая все более явные формы. Начало процессу положено не в 2015 году, и им не ограничится. Геополитическая трансформация - процесс долгий, связанный с периодизацией геополитических циклов.
Уходящий год хронологически находится внутри большого 500-летнего геополитического цикла. Такие циклы приводят к полному переформатированию присущего порядка международных отношений и расклада сил на планете.
500 лет назад европейцы открыли Америку, и мир стал другим. Периферийная Европа выбилась в мировые лидеры. Теперь центр тяжести смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, и мир тоже становится другим. В лидеры выбивается прежняя периферия - Китай, Индия и т.д. Смена таких циклов - это и есть цивилизационная динамика нашей планеты.
2015 год явил нам красноречивые признаки того, что геополитическая трансформация входит в фазу прямого столкновения интересов мировых игроков. США прилагают все усилия, чтобы оттянуть неизбежный конец их гегемонии на планете. Союзники Вашингтона пребывают в ожидании, чтобы определить дальнейший курс: либо следовать за США, либо на фоне событий, которые сопровождают процесс трансформации мира, пойти новым путем.
Государственный переворот на Украине в 2014 году - это ход конем Запада для торпедирования проекта евразийской интеграции на западном направлении. Это одна из мер, которыми Вашингтон устраняет потенциальных конкурентов (в данном случае ЕАЭС). Из-за войны в Донбассе евразийский проект остается незавершенным. Он остается актуальным, но его КПД с участием в нем Украины был бы более высоким.
Сейчас об участии Украины в процессе евразийской интеграции говорить не приходится. Западные рубежи ЕАЭС превратились в рубежи войны, как и задумано Вашингтоном и Брюсселем. Прекращение активных боевых действий, приостановка конфликта - в интересах России. Это тот полезный минимум, который она может извлечь из негативного максимума.
Перелом в войне в Сирии, который произошел благодаря действиям ВКС России, затмил события в Новороссии, но геополитически эти события взаимосвязаны. И в Сирии, и в Донбассе цель Запада одинакова - выдавить конкурентов с Ближнего Востока и из Восточной Европы.
Наверняка многим 2015-й запомнится именно как год, когда действия России в Сирии спутали карты исламистам и их кураторам.
Владислав Гулевич / Фото: личная страница в Facebook
- Что бы вы назвали главным событием года на Украине? Как это отразится на ее развитии в будущем году?
- Для Украины главным событием года остается социально-политическая напряженность, которая переходит в хроническую фазу. В 2015 году градус этой напряженности повысился, поставив страну на грань коллапса.
Четкий маркер - усиливающиеся противоречия в эшелонах власти. Публичная ругань министра внутренних дел Арсена Авакова и губернатора Одесской области Михаила Саакашвили тому свидетельство. В украинских верхах грядет большая грызня плюс конфликт между ультранационалистами и руководством Украины. Вторые использовали первых для решения грязных задач и теперь не знают, что с ними делать.
Все это еще больше снизит возможность руководства страны адекватно реагировать на возникающие вызовы. Социальные неурядицы и политический хаос будут постоянными спутниками украинцев на ближайшие годы.
- Если сравнивать итоги нынешнего года с предыдущим, возникает ощущение, что ход событий стремительно ускоряется. Успевают ли за событиями экспертное сообщество, общество, власти? Каковы возможные последствия отставания?
- Ученые утверждают, что плотность событий в наш век по сравнению с предыдущими веками значительно возросла. В прошлые века человек проживал за 24 часа столько событий, сколько современный житель Земли успевает прожить за 14 часов.
Экспертное сообщество не всегда успевает разглядеть грядущие события. Например, о гипотетической возможности вооруженного конфликта на Украине время от времени говорили многие. Но, когда война была уже на пороге, оказалось, что все прогнозы на эту тему остались на уровне гипотез. Конкретно предвидеть ход войны и ее результаты никто не смог. И все произошло очень быстро: «евромайдан» и практически сразу - война.
Несмотря на то что Украина наш сосед, у Вашингтона была более эффективная модель взаимодействия с украинским правительством и оппозицией, чем у РФ. Россия сумела в кратчайшие сроки выработать стратегию реагирования на неожиданно сложившуюся кризисную ситуацию у своих западных границ, но это была ответная стратегия, действие «вторым номером».
Расплачиваться за это приходится в том числе репутационными потерями. Хотя очевидно, что не Россия начала эту войну, ей приходится оправдываться и доказывать, что она не верблюд.
- Прогнозировать что бы то ни было в этих условиях еще сложнее, и все-таки: каков ваш прогноз на будущий год для России и мира?
- Сначала скажу об Украине. Прогнозировать со стопроцентной точностью, конечно, сложно. Проникнуть сквозь дипломатический туман, которым окружены происходящие в Донбассе события, тоже непросто.
Несмотря на тревожные тенденции на линии соприкосновения ВСУ и ополчения, рискну предположить, что до большого кровопролития не дойдет. Возможны отдельные, и даже серьезные эксцессы, но вряд ли мы увидим боевые действия образца лета 2014 года.
Приостановка конфликта устраивает США, по крайней мере пока. Украино-российскому партнерству нанесен нокаутирующий удар. Ближайшая задача Вашингтона - сделать так, чтобы эта рана никогда не заживала; чтобы Россия отвлекала политические, экономические, дипломатические ресурсы на минимизацию потерь, нанесенных этим конфликтом; чтобы России было не до завершения евразийского проекта; чтобы она не «успевала» за возникающими по периметру ее границ проблемами.
Ситуация в Новороссии - это ситуация «ни войны, ни мира». Идет затяжная, морально истощающая война малой интенсивности. В таком виде она устраивает США.
Чем успешнее Россия будет реагировать на возникающие вызовы, тем вероятней возникновение новых очагов возгорания у ее границ. Запад стремится законсервировать Россию как минимум в том состоянии, которого она достигла сегодня. Как максимум - оттолкнуть ее в развитии на несколько лет назад. Для этого введены антироссийские санкции, искусственно обостряется обстановка вокруг наших инициатив на международной арене.
У России нет выбора: либо мы прорываем блокаду, либо сползаем вниз, что в эпоху ускоряющихся трансформационных процессов в мире равносильно капитуляции. Тогда трансформационные процессы будут продолжаться, но без участия в них РФ. Тогда на долю России останутся одни убытки, а преимущества - на долю других, более активных государств.
Яна Амелина
«Русская планета», 21 декабря 2015