Ещё по теме
детства и воспитания в СССР Образы детства в СССР 60-х годов
Филолог Мария Майофис о «Малыше и Карлсоне», подборе актеров для советских мультфильмов и торжестве непослушания
Каковы особенности советского культурного пространства? Как в СССР был интерпретирован образ Карлсона из книг Астрид Линдгрен? И почему многие советские художники и актеры изображали детство через категорию свободы? Об этом рассказывает кандидат филологических наук Мария Майофис.
©Ещё с Марией Майофис:
Разномыслие началось при Сталине Мария Майофис - кандидат филологических наук, руководитель проекта Школы актуальных гуманитарных исследований, доцент Института общественных наук РАНХиГС.
Click to view
- Когда начинаешь читать книги, газеты и журналы 60-х годов и смотреть фильмы и мультфильмы, снимавшиеся тогда, в Советском Союзе, сталкиваешься с очень странной картиной: кажется, что все, что тебе показывают, несет в себе какой-то особый отпечаток, особую идею детства и что эта идея детства адресована скорее взрослому, чем ребенку. Понятно, что зрителями этих мультфильмов и кинофильмов, читателями этих книг все равно становились дети, и на этих детей они оказывали сильное влияние, хотя, возможно, те сообщения, которые в них были заложены, изначально были адресованы взрослым.
...
Когда мы говорим о культуре 60-х, нужно помнить о том, что советское культурное пространство было достаточно разреженным, и появление любого фильма, спектакля, книги становилось событием с большой буквы, потому что его мало что окружало, оно появлялось почти в пустоте. И поэтому отзывы на любой спектакль, фильм или книгу занимали всевозможные публичные площадки - журналы, газеты. Иногда полемика о том или ином произведении продолжалась по несколько лет.
...
Большинство шестидесятников - это люди 30-х - начала 40-х годов рождения, испытавшие и пережившие тяжелое военное и послевоенное детство, которое, по сути, детством не было. Многие из них часто говорили, что они были фактически лишены детства. Можно посмотреть на публицистические и художественные интерпретации детства в 60-е годы как на попытку вернуть себе собственное детство уже на новых началах и во взрослом возрасте переиграть его как торжество начал гуманизма, свободы и веселого, радушного отношения к миру, которого этим людям так не хватало в окружавшей их советской действительности.
© ПостНаука, 10 января 2015