Мог ли Хрущёв устранить Ватутина?

Dec 26, 2015 17:59


Оригинал взят у mamlas в Мог ли Хрущёв устранить Ватутина?
Ещё из биографий ВОВ

«Хрущев причастен к гибели генерала Ватутина»
Потомки полководца рассказали свою версию смерти освободителя Киева

114 лет назад, 16 декабря 1901 года, в небольшом селе Чепухино Валуйского уезда Воронежской губернии родился будущий прославленный генерал Николай Федорович Ватутин. Выходец из простой крестьянской семьи, где помимо него было еще 8 детей, во время Великой Отечественной он решал вопросы мирового значения. ©Ещё из Родная земля генерала Ватутина



Сыновья Людмилы Наговицыной продолжают традицию военной службы
По мнению историков, во многом благодаря стратегическим талантам Ватутина Советской армии удалось добиться перелома в ходе ВОВ.
Во время Сталинградской битвы генерал принял командование Юго-Западным фронтом и участвовал в разработке и проведении операции «Малый Сатурн», в ходе которой удалось окружить и уничтожить мощнейшие группировки немецких войск, захватить около 60 тыс. пленных и более 2000 единиц военной техники. Летом 1943 года в разгар Курской битвы войска Воронежского фронта, возглавляемые Ватутиным, вначале успешно сдерживали натиск сильнейшей танковой группировки немцев под руководством Манштейна, а после - нанесли контрудар, приведший к прорыву глубоко эшелонированной обороны. Освободитель Киева и большой части Правобережной Украины Николай Ватутин Парада Победы так и не увидел: в ходе проверки боеготовности 1-й Украинской армии он попал в перестрелку и был ранен. После нескольких месяцев борьбы за жизнь скончался 15 апреля 1944 года.

В селе Чепухино, которое в 1958-м переименовали в Ватутино, как минимум раз в год собираются потомки генерала. Приезжают сюда его ближайшие родственники: дочь Елена Николаевна, которая уже больше полувека живет в Праге, и внук Александр, живущий в Москве. Но основная часть потомков полководца от малой родины далеко не уезжала: дети и внуки брата и сестер Николая Федоровича в большинстве своем так и живут в селах Белгородской области. Корреспондент РП встретилась с внучкой и внуком генерала Ватутина по линии его старшего брата и узнала, какие воспоминания о знаменитом предке они передают из поколения в поколение.

«Вы - голытьба, такие родственники нам не нужны!»

Одна из внучек генерала - Людмила Ивановна Наговицына - почти 30 лет преподает химию и биологию в селе Красный Октябрь Белгородского района. Вспоминая родственников полководца, отмечает:

- Наверно, у всех Ватутиных есть склонность к точным наукам. Мой дед Павел (родной брат Н. Ф. Ватутина, - Прим. авт.) был бухгалтером, его сестра Дарья тоже очень хорошо считала, да и сам Николай Федорович тоже явно имел ярко выраженные математические способности.

Есть сведения о том, что однажды в интервью иностранным журналистам генерал Ватутин на вопрос, кем бы он стал, если бы не был военным, ответил: «Математиком». По воспоминаниям его супруги, при поступлении в Военную академию М. В. Фрунзе он сам, без всяких репетиторов подготовился к сдаче экзаменов по химии и физике. Эти науки он практически нигде до поступления в академию не изучал.

- Семья Ватутиных была довольно бедной, средств на образование детей не было, - рассказывает Наговицына. - Я еще застала в живых всех сестер Николая Федоровича и помню их рассказы о тяжелой жизни. Бабушка Матрена, например, вспоминала, что совсем еще молодой Ватутин сватался к одной девушке из села Чепухино, очень, говорят, она ему нравилась. Так вот, будущему генералу отказали, сказали: «Вы - голытьба, такие родственники нам не нужны!»

Военную карьеру Николай Ватутин начал в 18 лет, когда его призвали в ряды РККА. Спустя три года он был уже командиром взвода, в 1926 году окончил Военную академию М. В. Фрунзе, в 1937-м - Академию генерального штаба. По воспоминаниям родственников, в родном селе он после 1920-го практически не бывал, что тяжело переживала его мать Вера Ефимовна, до последнего надеявшаяся, что сын еще вернется и будет помогать по хозяйству.

- Вера Ефимовна почти до самой смерти работала поварихой в детском саду при колхозе. Ни для кого не секрет, что повара редко приходят с работы с пустыми сумками. Но в семье Ватутиных такого не было. Вера Ефимовна смену отработала, отряхнула руки, сняла фартук - и скорее домой, к семье. Вот такое у нее было отношение к своей работе и государственной собственности, - вспоминает Людмила Наговицына.

Всю войну мать генерала и его сестры жили в Чепухино, перевезти их в тыл так и не удалось. Потому освобождение родной земли было для генерала делом особой важности. 19 января 1943-го Воронежский фронт под командованием Ватутина освободил Валуйки в ходе Острогожско-Россошанской наступательной операции. И 28 марта полководец даже нашел возможность приехать в Чепухино и проведать свою семью. Память о приезде героя СССР хранят до сих пор: в его родном доме, который в 1950-м стал мемориальным музеем, сохранился деревянный гвоздь, на который Ватутин повесил свой генеральский китель.

- Он, конечно, приехал в родное село настоящим героем-освободителем, - продолжает рассказ Людмила Наговицына. - Моя мама эту встречу помнила: посмотреть на генерала вышли буквально все жители. А в его родном доме в то время еще квартировали солдаты. Узнав о приезде командующего, они стали спешно собирать свои вещи. Адъютант генерала, говорят, первым вбежал в дом и даже просил снять иконы. Но Вера Ефимовна сказала, что все останется как есть и солдатам предложила никуда не съезжать, дескать, все поместимся, это ж просто Коля приехал.

Военную карьеру среди потомков генерала сейчас делают как раз два сына Людмилы Наговицыной. Они уже несколько лет служат в Центральном военном оркестре Министерства обороны РФ. В этом году оба принимали участие в Параде Победы на Красной площади.

Спасти рядового Ватутина

Рабочий кабинет родного брата Людмилы Наговицыной - Сергея Выскребенцева - находится на втором этаже Дома культуры в селе Насоново Валуйского района, что буквально в 10 км от Ватутино. В бывшей рубке киномеханика теперь репетиционный зал духового оркестра. Самодеятельным коллективом потомок генерала Ватутина руководит уже 30 лет, выступает в качестве дирижера, играет и на трубе.



Сергей Выскребенцев до сих пор не верит в официальную версию гибели полководца
- Вы знаете, наверно, во всех Ватутиных сильна тяга к знаниям, - рассказывает Сергей Выскребенцев. - Моя мама рассказывала, например, что в юношеские годы Николай Федорович старался прочитывать буквально все книги, которые попадались ему на глаза, - такой был жадный до знаний. А мой дед Павел фактически самостоятельно обучился бухгалтерскому делу, всю жизнь проработал здесь, в колхозе, и все его хвалили. Может, и нам это умение учиться передалось! У меня вот четверо сыновей Белгородский технологический университет окончили, один как раз сейчас кандидатскую защищать готовится.

Семья Выскребенцевых так же, как и семья генерала Ватутина, многодетная. Они стали первыми в Белгородской области, кто получил правительственный орден «Родительская слава». Но Сергей Иванович рассуждает: неизвестно, как сложилась бы их жизнь и появились ли на свет их дети, если бы не смелый поступок его прабабушки Веры Ефимовны.

- Она ведь потеряла в один год на фронте троих сыновей. И после смерти Николая Федоровича в апреле 1944-го не побоялась написать письмо самому Сталину, чтобы вернули последнего из ее сыновей - Павла, как раз моего деда, - констатирует потомок полководца.

В то время, как Николай Федорович командовал фронтами и какое-то время был по сути правой рукой маршала Жукова, трое его братьев воевали в качестве обычных рядовых солдат. Тот же Павел Федорович служил в саперной роте.

- Есть версия, что Николай Федорович даже в какое-то время хотел собрать всех своих братьев на Воронежском фронте, - говорит Сергей Выскребенцев. - А с моим дедом они даже встречались. Говорят, что произошло это под Сталинградом перед одним из наступлений Советской армии. И Николай Федорович даже предложил Павлу перейти под его командование, но тот отказался, сказал, что каждый должен быть на своем месте.

По принципу «каждый на своем месте» потомки Ватутиных живут до сих пор. Сергей Выскребенцев признается, что военная карьера его никогда не привлекала: хоть и отслужил два года в Североморске, с самого детства мечтал стать музыкантом.

- А вы знаете, по рассказам мамы и по воспоминаниям Татьяны Романовны (жены Н. Ф. Ватутина, - Примеч. авт.), Ватутин очень любил петь, - вспоминает Сергей Выскребенцев. - Мать с отцом бывали у них на даче в Подмосковье и там видели, например, аккордеон. А на нем была надпись: «Генералу Ватутину от танковой армии...», номера армии я не помню. Но говорят, что генерал на этом аккордеоне играл.

Осенью 1943-го Воронежский фронт, к тому времени переименованный в 1-й Украинский, успешно провел Киевскую наступательную операцию, освободив столицу УССР и Житомир. Причем Киев удалось освободить за 3 дня, хотя немецкие войска планировали удерживать город еще как минимум полгода. Спустя несколько месяцев, 29 февраля 1944 года, Ватутин получил ранение в бедро.

По официальным данным, генерал объезжал войска и между городами Ровно и Славутой, в селе Милятин, попал под обстрел. Версий, кто именно стрелял в генерала, историки до сих пор предлагают как минимум две: по первой - сделали это солдаты УПА, по второй - немецкие диверсанты. Странным образом, никто из сопровождавших Ватутина не пострадал. Дальше события и вовсе развиваются удивительно: ранение в бедро, с самого начала признанное не опасным, на деле оказывается для полководца смертельным. Не спасает даже ампутация и приезд знаменитого хирурга Николая Бурденко.

- Мы тоже об этом мало что знаем достоверно, - отмечает Сергей Выскребенцев. - Почему Ватутина первое время лечили не в киевском госпитале, а на квартире Хрущева? Почему не дали пенициллин, который мог стать спасительным для него? Вопросов, пока оставшихся без ответа, очень много. Мы тему гибели генерала обсуждали, конечно, и с его дочерью Еленой Николаевной и его внуком Александром. И, честно говоря, и мы, и они придерживаемся версии, что к смерти, несомненно, причастен Хрущев. Тогда ведь было уже понятно, что война заканчивается и начинается борьба за власть. И тут, по всей видимости, столкнулись интересы Хрущева и Ватутина. Один в то время уже был первым секретарем ЦК Украины, а второй триумфально освобождал УССР и очень любил здешние места. И, конечно, Никите Сергеевичу такие серьезные политические соперники были не нужны.

Текст и фото: Марина Губина
«Русская планета», Белгород, 18 декабря 2015

вов и вмв, семья, поколения, биографии и личности, военные, нонсенс, версии и прогнозы, города и сёла, правители, украина, память, нравы и мораль, хрущев, современность, дискуссии, ссср, воспоминания, смерти и жертвы, известные люди, история, россия

Previous post Next post
Up