Судья - Сторона защиты, есть вопросы? Адвокат Васильев - Есть. А вы то сами какое отношение имели к ОПС Борисовским? Свидетель Новиков - Непосредственное. Васильев - Вы являлись членом ОПС Борисовские? Новиков - Да. Васильев - Кто являлся вашим непосредственно начальником? Новиков - Арюткин Валера (руководитель т.н. Луховского звена, - прим.). Васильев - Когда вы вошли в группировку? В каком году? Новиков - 90-91 год где-то. Васильев - А когда вышли, если вышли? Новиков - Вышел. Не буду отвечать. Васильев - До сих пор остаетесь что ли? Почему не будете отвечать? Новиков - Если я отвечу, то все поймут, кто я такой. Васильев - В таком случае, расскажите. пожалуйста о том, чем конкретно вы занимались в группировке? Судья - Каким образом это относится к делу? Васильев - Ваша честь, моему подзащитному вменяют ни много ни мало, организацию и руководство ПС Борисовские, в связи с чем ему вменяют все то, что ПС Борисовские так или иначе делали. Новиков - Деньги собирал. Васильев - А какие-то серьезные преступления? Убийства, разбои и прочее совершали в рамках ОПС? Новиков - Нет. Васильев - Ваше положение на сколько было престижным, уважаемым, авторитетным? Новиков - Я не буду на этот вопрос отвечать.
Ринат Чураков. «Серьезный товарищ. Тоже рэкетом занимался», - сообщил о нем суду свидетель Новиков. КТО ТАКОЙ ЧУРАКОВ? / 00:49:00
Судья - Задавайте нормальные вопросы. Васильев - О криминальной деятельности в ОПС Борисовские гражданина Чуракова… Новиков - Чураков конкретно был в Ковылкино. Серьезный тоже товарищ. Судья - Причем тут Чураков? Адвокат Кемаев - Ваша честь, а притом, что гособвинение спрашивало про Ковылкинских, Луховских. Новиков - Чураков тоже рэкетом занимался. Васильев - Какие-то факты можете привести? Судья - Адвокат, вопросы к делу. Васильев - Ваша честь, Чураков, согласно предъявленному обвинению, входит в организованную преступную группировку, которую возглавлял якобы Шорчев. Судья - Где он находится? Васильев - В предъявленном обвинении он фигурирует. Судья - Так, снимается вопрос. Кемаев - Ваша честь, но обвинение почему тогда спрашивало? Обвинитель - Мы спрашивали про Ковылкинских. Васильев - Ваша честь, например, о хищении имущества Арюткиных, он вообще расследовался в рамках другого уголовного дела, но вы же его не снимали. Судья - Вы не заявляли. Васильев - Так и сейчас никто ничего не заявляет. Судья - Давайте другой вопрос. Васильев - Замечательно. Кому вы рассказывали об обстоятельствах убийства Арюткина и деятельности ОПС Борисовские? Новиков - Следователю. Васильев - А до следователя? Новиков - Да больше никому. Васильев - В таком случае, как следователь узнал, что вас допросить надо по этим вопросам? Новиков - Здесь я тоже не буду говорить, потому что это тоже меня рассекретит. Васильев - У вас есть основания оговаривать подсудимых и прежде всего Шорчева? Новиков - Каких-то корыстных нет. Васильев - Вас за это не обещали освободить от уголовной ответственности? Обвинитель - Ваша честь, незаконное воздействие. Васильев - Спасибо, можете не отвечать, за вас прокурор ответил.
«ЧИСТО ДОГАДКИ» / 01:09:05
Кемаев - Вы сообщили, что якобы Шорчев вам пояснил, что причастен к убийству Арюткина, откуда вам известно, что Шорчев причастен к организации и нападению, в ходе которого Арюткин жив остался? Новиков - Это чисто мои догадки. Кемаев - А есть какие-то сведения, кроме догадок? Новиков - Все участники группировки говорили. Кемаев - Что говорили? Новиков - Там такая ситуация, после того как первый раз Арюткина расстреляли, когда долго находишься в группировке, после того момента Борисов с Шорчевым постоянно в сторону разговаривать уходили. И именно понятно, что разговор об этом деле велся. Кемаев - Вы что постоянно что ли с Борисовым и Шорчевым были? Если вы нам такие утверждения делаете, являясь членом Луховского звена? Новиков - Я говорю, что было. Я не буду на этот вопрос отвечать, это меня рассекретит, смысл тогда засекречиваться? Кемаев - Это сделает абсурдным, скорее всего.
НИКТО НЕ ХОЧЕТ ЗНАТЬ ПРО УБИЙСТВА / 01:20:25
Васильев - У меня есть парочку вопросов. Свидетель, вы нам рассказали ряд событий, со ссылками на источник информации в виде Борисова и Шорчева. Кто может подтвердить, что Борисов и Шорчев действительно все вам это рассказывали? Новиков - Шорчев может подтвердить, что он мне это рассказывал. Судья - Какой вопрос, такой ответ. Васильев - Кроме Шорчева кто-то может? Дух Борисова? Новиков - Кроме Шорчева нет. Борисова потому что уже нету. Васильев - Чем вы можете объяснить тот факт, что все убийства, которые инкриминируют подсудимым по этому вопросу были совершены, когда в группировке «Борисовские» руководил сам Борисов? А после того, как Борисова не стало и никаких убийств не стало? Новиков - Почему не было? Были. Васильев - Еще есть убийства? Новиков - Просто Шорчев более продуманный. Васильев - Подождите, вы сказали, что после убийства Борисова, продолжались убийства? Расскажите о них? Судья - Не относится к делу, снимается вопрос. Васильев - Замечательный процесс. Ваша честь, вы не хотите слушать? Судья - Нет, не хочу. Васильев - И прокурор не хочет слушать? И прокурор не хочет!!! Ясно.
ЧЛЕН «ЛУХОВСКОГО ЗВЕНА» НЕ ЗНАЕТ НЕ ОДНОЙ УЛИЦЫ В ЛУХОВКЕ / 01:22:49
Кемаев - У меня еще вопрос. Вам, как жителю Луховки, известно где Арюткин проживал на период 91-92 годов? На какой улице? Новиков - Нет, точного адреса я не знал. Кемаев - А улицу? Луховка ведь не такая большая. Обвинитель - Ответ получен, ваша честь. Кемаев - Нет, он сказал адреса не знал, я не про адрес спросил, я про улицу. Начнется двоякое толкование. Новиков - Я не буду на этот вопрос отвечать. Кемаев - Подождите, стоп, я задам вопрос. Назовите хотя бы одну улицу из Луховки? Если вы житель Луховки? Новиков - Зачем я буду называть то? Если я сейчас назову - то я с Луховки, если я не назову - то я значит не с Луховки. Сейчас вопросы задаете для чего, чтобы рассекретить меня? Кемаев - Нет, чтобы понять из Луховки ли вы? И правдивы ли ваши обстоятельства вступления в группировку и соответственно осведомленность обо всех событиях основанных на членстве в группировке. Вот для чего. Обвинитель - Он предупрежден об ответственности. Кемаев - Да предупреждают, это понятно, об ответственности. Новиков - Все, что я говорю о событиях, это соответствует действительности. Все остальное… Кемаев - Вы назовите улицу, где проживал Арюткин? Новиков - Я не буду вам этого называть. Кемаев - Не будете называть. Нет вопросов больше.
По ознакомлению с вышепредставленным допросом засекреченного свидетеля Новикова, вопросов по делу Юрия Шорчева становится еще больше. Например:
Новиков сообщает, что состоял в группировке Борисовских с 1991 года до, как минимум 2003 года (год убийства Арюткина), и «собирал деньги» - занимался рэкетом (вымогательством). Однако к уголовной ответственности он не привлечен. Почему? Не потому что оговаривая Шорчева, он тем самым выкупает свою свободу и безнаказанность?
Новиков заявляет, что засекретился потому что боится за свою жизнь и здоровье, однако утверждает, что Шорчев может подтвердить его показания поскольку он (Шорчев) его (Новикова) знает. В чем логика г-на Новикова? В чем смысл секретиться, если Новиков уверен что Шорчев его знает? Это уже не говоря о том, что за все время следствия и суда (с 2009 года) ни одному потерпевшему или свидетелю обвинения никто никогда не угрожал, и тем более никакого насилия к ним не применялось…
По рассказу Новикова получается, что он стоял на самом низовом уровне группировки в «Луховском звене», однако по его показаниям получается, что перед ним регулярно отчитывались о своих делах и планах на будущее то Шорчев, то сам Борисов. И это при том, что даже в обвинительном заключении указано, что в ОПС «Борисовские» соблюдалась строгая конспирация и низовые не могли общаться с Борисовым напрямую. Как так?
В конце допроса Новиков фактически признает, что не знает ни одной улицы в поселке Луховка, это при том, что сам он (по его же словам) состоял в Луховском (Арюткинском) звене. Так кто же ты такой, свидетель Новиков?
При этом Новиков, с его слов, никому о ставших ему «известными» обстоятельствах не сообщал - но в таком случае непонятно, как об его (Новикова) информированности узнал следователь?
Кстати, помимо Новикова, в этом деле есть еще несколько засекреченных свидетелей, которые появлялись именно тогда, когда без них обвинение начинало разваливаться…