Платье невесты ( аутентичная эрзянская вышивка)

Jul 11, 2013 15:28


Оригинал взят у mamlas в Платье невесты ( аутентичная эрзянская вышивка)

По теме: Карельский народный костюм || Костюм Воронежской губернии || Из коллекции Шабельских, Ч. 1, Ч. 2 || Народный костюм Чехии, Моравии, Словакии || Аутентичная эрзянская вышивка

Оригинал взят у ryadovoi_shnur в Платье невесты ( аутентичная эрзянская вышивка)
Дорогие девушки! Невесты!

Ну сколько же можно выходить замуж в одинаковых скучных платьях!



Посмотрите, может быть это платье интересней? ©Праздничная традиционная эрзянская одежда, которую готовили зимними вечерами, не только передавалась по наследству, но изредка отдельные ее элементы (особенно пулай, пулокаркс, головные уборы панго, сорока, вязаные узорные чулки, лапти-семерички и т. д.) изготовлялись на заказ или на продажу.




2.Особым разнообразием выделялась вышивка эрзян. Это женские и мужские рубахи, пояса и кушаки, головные уборы и даже обувь. В базарные дни в качестве товара фигурировала праздничная кожаная обувь - коты. Это были ботинки на невысоком каблуке с вязаным верхом.



3.Верх обычно вязался из хорошей цветной шерсти и нередко фигурно украшался сукном. В некоторых селах данный вид обуви надевался молодой девушке на свадьбу и назывался венчарками. И еще один любопытный факт: в начале XX века в Карсунском уезде отмечено изготовление валенок, расшитых узорами.



4.Многосоставная, с обилием различных украшений, разнообразием вышивки эрзянская одежда была неповторимо колоритна и красочна. Украшая ее, мастерицы собирали и сохраняли многовековой опыт вышивальных традиций, отбирали лучшие орнаментальные мотивы.



5.Веками формировавшийся образ мира воплотился в присущих только эрзянскому народу знаковой системе, орнаментальных композициях. Орнаментальные мотивы возникли как ассоциации с явлениями окружающей природы, с растениями, плодами, животными. Это образы коня, уток, цветущей ветви, восходящие к языческой древности, культу деревьев и воды, культу природы, частью которой чувствовал себя человек.



6.Часто на разных предметах весь орнамент состоит из одних только зигзагов, кругов, волнистых линий, в другом случае - розеток, квадратов, ромбов, происхождение которых восходит к древним родовым знакам.



7.Каждый знак декора в прошлом был осмыслен и сообщал о связях человеческой жизни с миром божественным и загробным. Круг в эрзянской этно-знаковой символике использовался как символ солнца, луны, колеса, кольца. Треугольник символизировал завершение, женское начало. Квадрат - порядок, истину, справедливость, мужское начало



8.Наиболее часто встречающиеся  знаки - это восьмиконечная звезда или розетка. Существуют всевозможные вариации и их разновидности. Только в вышивке можно насчитать около десяти вариантов.



9.



10.



11.



12.Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Эрзянская рубаха (панар) сшивалась из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 см. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой - сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе до конца не зашивались на 12-15 см.



13.Праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I - начало II тысячелетия. Самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов.



14.Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в  народе здоровье, силу и выносливость женщины. Благодаря такому костюму индивидуальные особенности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте.



15.Эрзянский женский костюм состоит из четырёх частей: длинной верхней рубашки с вышивкой и лентами (викшнезь ланга панар), под неё одевается еще одна рубашка с вышивкой (викшнезь алга панар), юбки и поясного украшения эрзянок - пулая.



16.Головные уборы замужних женщин должны были полностью скрывать волосы. Сорока, - сплюснутый головной убор с широким хвостом, который отпускался по затылку. Сороки сделаны были по разному - некоторые более с низкой посадкой, сплющенные, некоторые с середины более выдернутые к верху. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блесками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами. Изготовление сорок было очень сложно, их делали хорошие портнихи.

Эрзянки, живущие на Волге, сначала надевали сороку при замужестве, потом сорока надевалась на голову каждый день.



17.А всю эту красоту делают и сегодня! Например в с.Селищи, Ичалковского района, Мордовии. И это все можно приобрести и побыть на свадьбе настоящей эрзянской невестой!


поволжье, народы, творчество и промыслы, фото и картинки, мода, традиции, мордовия, фольклор, культура, искусство, регионы, свадьба, история

Previous post Next post
Up