Последнее интервью Андрея Панина

Mar 12, 2013 23:17



Оригинал взят у mamlas в Последнее интервью Андрея Панина

Указал serj_khan
Нет хлеба - дайте зрелища

У популярного актёра Андрея ПАНИНА более 70 ролей в кино. Все его герои яркие, резкие, дерзкие, ни на кого не похожие. И пьянчужка Гаркуша в «Свадьбе», и негодяй Каверин в культовой «Бригаде», и мужественный штурман Готов в «Кандагаре»…

Мы побеседовали с актёром перед премьерой нового фильма режиссёра Александра Прошкина «Искупление». В этой картине Панин сыграл заведующего клубом - человека, опалённого войной, но сохранившего в тяжёлое послевоенное время достоинство и офицерскую честь. Андрей Владимирович и в жизни оказался человеком резким, за словом в карман не лезущим. Короче, говорил всё, что думал. ©- Андрей Владимирович, фильм «Искупление» снят по повести выдающегося писателя Фридриха Горенштейна, эмигрировавшего из СССР на Запад в самом начале 80-х. Сейчас в нашей стране его мало кто знает.

- И я, к сожалению, Горенштейна не читал. Знаю, что он автор сценариев к таким культовым фильмам, как «Солярис» Андрея Тарковского и «Раба любви» Никиты Михалкова.

В семье не без лирика

- С появлением компьютера и Интернета многие вообще стали читать меньше. Даже самые заядлые книголюбы. Вот вы сейчас много книг читаете?

- Компьютеры? Это не ко мне. Я человек абсолютно архаичный. Консерватор, дуболом, технический идиот и так далее. Хотя вся семья у меня техническая: папа радиофизик, мама учительница физики, сестра - экономист. Но в семье не без лирика, как говорится. Мне показали в моём компьютере какие-то кнопки - я их и нажимаю. В другом аппарате уже не нажму. Интернет для меня существует только как справочник или для получения и отправки писем. Ну ещё скайп иногда. Сценарии уже года четыре читаю в электронном виде, потому что часто оказываюсь далеко, на съёмках. А насчёт книг…

Я и сейчас, конечно, дружу с книгами, но, когда начал работать в театре, читать стал меньше. Появился материал, который надо было постоянно обрабатывать: пьесы, сценарии. С пьесами ещё полегче - они хоть какую-то эстетическую цензуру и редактуру проходили. А со сценариями совсем беда: вся эта чушь, которая идёт по «ящику», она, конечно, за гранью. После некоторых сценариев начинаешь просто тупить. К счастью, вырабатывается и некий опыт. По первым страницам понимаю: фуфло это или я где-то подобный сюжет уже видел. Вообще складывается впечатление, что некоторые наши телеписаки создают сценарии, будто конструктор «лего» складывают: из одних и тех же элементов, просто меняя их местами…

Разрез глаз - слишком монгольский

- Андрей Владимирович, у того же Александра Прошкина вы недавно сыграли в картине «Орда» хана Тинибека. Вы знали, что ваша роль будет такой - яркой, но довольно маленькой?

- Понимаете, в чём дело. Меня же не утвердили на главную роль митрополита Московского Алексия, которую в итоге сыграл Максим Суханов. А знаете, кто не утвердил? - Русская православная церковь. Резюме звучало приблизительно так: «При всём уважении к Андрею Владимировичу Панину у него слишком монгольский разрез глаз».

- Это что же, какой-то кастинг был в патриархии?

- Понятия не имею, как там было. Мне просто режиссёр об этом сказал. Я сам не общаюсь с попами… Так вот, после этого Прошкин и предложил: «У меня там есть один монгол, будешь его играть? Роль, правда, не очень большая». Я согласился. И сыграл хана, который был убит в ходе заговора практически в начале фильма. Ну, сыграл и сыграл. Правда, в моём случае немножко переборщили с гримом, потому что среди окружавших меня артистов-якутов я выглядел китайцем.

- А вы вообще православный человек?

- Нет, я атеист, некрещёный. А зачем? Никогда и желания не было. Может, скажу для вашего уха речи крамольные. Мне кажется, ортодоксальная православная церковь - несколько вымирающая вещь, она устарела совершенно. И она недолго протянет. О чём и говорят последние события вокруг РПЦ - история с часами патриарха, с группой Pussy Riot и так далее. В случае с этими девчонками я вообще не понимаю - при тех деньгах, которые есть у церкви, могли бы посильнее озаботиться службой безопасности в храме Христа Спасителя, наладить должную охрану! А так - бардак какой-то. Впрочем, чего ожидать от организации, которая до недавнего времени была главным импортёром алкоголя и табака в нашу страну. Здесь, как говорится, nocomments. И вообще, мне кажется, надо всем переходить в ислам.

- Вы шутите?

- Нисколько. Хотя бы какое-то оставшееся белое население станет меньше бухать.

Кино как идеологическая составляющая

- Вернёмся к кинематографу. Фильм «Искупление» получил множество международных наград - в частности, приз за лучшее художественное воплощение на Международном кинофестивале в Монреале. Но сейчас снимается много отличных российских фильмов, которые потом в нашем прокате практически не идут. Похоже, подобная участь ожидает и картину «Искупление». Что у нас вообще творится с прокатом, почему всё так «запущено»?

- Проката у нас как такового не существует, я имею в виду прокат отечественного кино. Существует прокат другого кино - зарубежного, разного, в том числе и низкопробного. Почему всё так? Потому что кинематограф как идеологическая составляющая в нашей государственной политике отсутствует. Смотрите, в США рождение Голливуда, его восхождение начиналось именно в те времена, когда была Великая депрессия. Жрать было нечего, поэтому решили добавить из известной формулы «хлеба и зрелищ» побольше зрелищ. На кино стали выделять деньги. Было такое обязательное условие: билет должен стоить столько, чтобы любой бомж мог сходить в кинотеатр. Такая была политика. И она сработала. Если нет хлеба, значит, нужно дать зрелища. Тогда народ будет хоть как-то доволен.

- От некоторых российских актёров я слышал, что им часто безразлична прокатная судьба фильма, где они снимались. Отработал своё, получил гонорар - и до свидания! Почему так происходит? Вот голливудские звёзды, например, появляются на премьерах каждого своего фильма и даже ездят в другие страны, чтобы прорекламировать картину.

- Ну это смотря какая звезда и какой фильм. Не всегда так. И потом там звёзды реальные, а не надутые, просто меньше, чем мы, снимаются. Они могут себе это позволить, потому что живут в основном не на гонорары.

- А на что же?

- На роялти, на проценты от последующих продаж фильмов, где они снимались. Потому что от своих многомиллионных гонораров они отдают не менее - achtung! - 70% налогов. Если какой-нибудь Ричард Гир или Николас Кейдж требует за съёмки гонорар в десять миллионов долларов, то на руки он реально получает три миллиона. А остальное ему капает и капает с роялти, и на эти деньги западная звезда существует.

Политика и мораль - вещи несовместные

- Почему же наши российские актёры не борются за свои права, за эти самые роялти? Ведь не только в Голливуде, везде в Европе, даже в бывшей «братской» Польше, об этом в интервью нашей газете рассказывал великий польский режиссёр Кшиштоф Занусси, актёры прекрасно и безбедно живут на роялти от своих фильмов!

- Россия в плане соблюдения авторских прав берёт пример с Монголии, Гвинеи-Бисау и других развивающихся стран. О чём говорить, если в нашей стране не существует профсоюза актёров как такового. Существуют гильдии даже у продюсеров, которые, впрочем, тоже не могут между собой договориться. Но у актёров - нет никакой гильдии! Поэтому ни я, который мог бы уже быть долларовым миллионером, потому что фильмы с моим участием крутят чуть ли не каждый день по телеканалам, никакие другие российские актёры не получают ни копейки ни с телепоказов, ни с дисков, ни за что другое. Возможно, поэтому никто из моих коллег особо и не отслеживает, вышла картина, где он снимался, в прокат или нет?

Знаете, что я вам скажу? Порой мне кажется, что в нашей стране со времён Сталина ничего не изменилось. Ну, легче дышать стало - возможно. Но принципиальных различий я не вижу. Потому что в этой стране не повешен ни один коммунист. Нюрнберг номер два так и не состоялся. Поэтому под руководством всё тех же коммунистов в России всё продолжает распадаться и распадаться.

- Вы так сильно ненавидите коммунистов?

- А почему я должен их любить? У меня все предки - донские казаки. Их сослали кого в Сибирь, кого в Северный Казахстан, кого-то расстреляли… Но по большому счёту я человек аполитичный. И призываю вообще никаким политикам не верить. Политика и мораль - вещи несовместные, как гений и злодейство.

Классика последнего десятилетия

- Кстати, о гениях, их творениях и «злодействе». Сейчас снимают много ремейков на культовые советские картины - «Джентльмены удачи», «Кавказская пленница» и др. Не кажется ли вам, что у нас просто воруют эстетическую память, заменяя шедевры наскоро слепленными подделками?

- Вообще это всемирная практика - производство ремейков. Ремейк - это просто новая версия ранее изданного произведения. Но в нашем случае не ставится задача снять известную историю лучше. Задача - заработать бабло. Поэтому я отношусь к подобным проектам крайне осторожно. Убеждён, для съёмок ремейка нужны веские основания и, простите за рифму, художественные обоснования тех людей, которые пытаются это сделать. Пока я не вижу в России ни одного удачного примера. Что касается воровства, то зачеркнуть изначальный шедевр даже в мировой практике никому не удаётся, а уж в нашей… Ремейк «Кавказской пленницы», я знаю, снимают практически один в один, но они никогда не смогут переплюнуть фильм Леонида Гайдая. Гайдай - классика, а к классике обращаются постоянно.

- А как вы относитесь к продолжению культового сериала «Бригада», который выйдет на экраны совсем скоро, в конце ноября?

- Я не видел ещё ни одного куска. Насколько я знаю, от этой истории отказались все, кто там ранее снимался.

- Кроме Кати Гусевой… Она снялась.

- Правда? А я вот погиб, это я помню точно. Но даже если бы не погиб, никогда не стал бы сниматься ни в каком продолжении. А зачем? Это ведь законченная история. Она настолько законченная, что до сих пор никто не может переплюнуть интерес к сериалу. Можно сказать, «Бригада» - это тоже классика последнего десятилетия.

Текст: Александр МАЛЮГИН-ГАВРИЛОВ,
от 8 ноября 2012, «Аргументы Недели»

жизнь и люди, кино и театр, мужчины, культура, биографии и личности, интервью и репортаж, известные люди, смерти и жертвы, память, нравы и мораль

Previous post Next post
Up