Американские комиксы - незаслуженно обижаемая русскими снобами ветвь искусства.
Да, примитивное, да, откровенно пропагандирующее интересы одного государства вкупе с сексом, насилием и что-там-еще-положено-бояться. Однако, столь ценимое высоколобыми искусство каких-нибудь вымирающих папуасов тоже вряд ли наполнено толерантностью и прочими либеральными ценностями и точно так же примитивно - ровно на уровне самых отсталых членов племени. Американский народ, который уже чувствует необходимость защищаться от толп прибывающих чужаков, нуждается в отличиях, в собственной культуре, в мифологии, наконец - и одним Рональдом Макдональдом эту дыру не заткнешь. (Насколько я знаю, впервые комиксы резко размножились в период напряженных отношений с Советским Союзом - и точно с теми же целями.) Таким образом, америкомикс имеет не только ценность как несомненно самобытное, развитое и разветвленное искусство, но и представляет особый интерес, поскольку бурно развивается прямо на наших глазах, одновременно демонстрируя срез чаяний, верований и интересов самых отсталых членов большого и влиятельного племени нашего мира - и формируя взгляды на жизнь всех членов всех племен, у которых только есть в пантеоне бог-телевизор.
И хватит об этом.
Мстители - масштабный проект, рассчитанный на то, чтобы закрепить новую мифологию зрительными образами (для тех, кто уже в секте), а также на упрощение распространения этой мифологии среди неофитов (разумеется, с попутным сбором феерических количеств бабла с обеих категорий, как делали все религии всегда, но некоторые - более успешно). Идолы предлагаются проверенные временем - Халк, Железный человек, Тор и Капитан Америка, и прочие второстепенные.
На данный момент осилила я следующие шедевры:
1) "Тор" - интересное новое лицо австралийского актера в главной роли, этакий идеал белой расы (да, я неполиткорректна, но он и вправду хорош), и ужасное открытие - невнятный, немощный, безликий Хопкинс! может, он просто отомстил зазвавшим его сниматься в жвачке? Спецэффекты и вообще видеоряд какой-то лощеный, брутальность не очень получилась. Зато Асгард весьма неплох, хотя и местами вульгарен донельзя.
2) "Железный человек" - идея миллионера-гения в качестве ГГ не нова, американцы верят в сказку о смекалистых мужских вариантах Золушки, герой-скотина в сущности тоже не новость. Но вот сочетания всего этого, да еще с интеллигентскими рефлексиями больше не припомню. Вообще же ощущение некоторой замшелости сценария сильно сбило впечатление от картинки - судя по всему, работники американского госкино не решились трогать такие великие апокрифы, как история появления ЖэЧе. А стоило бы...
3) "Железный человек-2" - и снова на арене полузабытые злобные русские. Умные не хуже американцев - видимо, это и есть самое страшное в фильме. Что интересно, русский получился весьма похожим на реального русского, а не мультяшного злодея-потому-что-злодея: из бутылки водки и ржавых железяк собрал в подвале гениальную хрень не хуже чистенького миллионера с единственной целью отомстить укравшему славу и полжизни его отца, собственно, эту хрень придумавшего. Особо умиляет неподкупность русского, который мог поиметь сладкую америкожизнь, но предпочел продолжать мстить - надо понимать, что по этому поводу наши зрители радовались, какой он высокодуховный молодец, а американские ужасались варварству идиота-убийцы.
4) "Мстители" - ЖэЧе и все-все-все. Яркий пример того, как трудно соблюсти баланс на грани между идеально рассчитанным и выхолощенным. Кажется, у японцев есть что-то вроде концепции нарочитого небольшого несовершенства - чтобы было видно высоту искусства. А здесь все настолько отрепетировано, вылизано, подчищено и подрумянено, что становится скучно и предсказуемо. Даже степень неполиткорректности шуток наглого Айронмена строго дозирована - страшно подумать, сколько вариантов было перебрано, чтобы достичь такого эффекта. Короче, все очень круто, но "не цепляет". А если нет разницы между многомиллионными Мстителями и какими-нибудь двадцатидолларовыми Помидорами-убийцами - ну, вы поняли...