Тихий час в китайском садике
Идеальный возраст для сада
Опять-таки очень популярный вопрос - с какого возраста отдавать ребенка в сад? Тут психологи солидарны: не раньше 3 лет - именно к этому времени ребенок дорастает до совместных игр с другими детьми, проявляет интерес к ним. До этого возраста дети играют рядом, как бы параллельно, и им важнее наличие персонального взрослого (мамы, бабушки, няни), чем общество других карапузов. По факту же у нас получается, что дети идут в сад между 2 и 3 годами - так как официально отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, а ведь нужно еще время на адаптацию.
Но опять же, ситуации в разных семьях - разные. Если вы - одинокая мама, которая вынуждена пойти работать, и отдать ребенка в сад с 1,5 лет, не терзайте себя чувством вины: ищите хороший сад и хорошего воспитателя. Говорят, что маленькие дети, еще не вполне осознанные, даже лучше привыкают к саду. Но все же, сад в 1,5 года - это, на мой взгляд, отчаянный шаг, лучше подумать над тем, как можно подработать маме, не разлучаясь с таким маленьким ребенком. Как вариант, найти другую маму с ребенком, которой нужны услуги няни на несколько часов.
Необходимые для сада навыки
А что должен уметь делать ребенок, чтобы ему легче было адаптироваться в саду? Мнение психологов: главное - развернутая речь. Это основной признак того, что малыш «созрел» для общения с другими детьми. К тому же, если случится какое-то неприятное обстоятельство, инцидент с воспитателем, например, чтобы ребенок смог рассказать вам об этом.
Про навыки самообслуживания - везде по-разному. Но почти нигде нет жестких требований: чтобы умел ходить на горшок и сам одевался. Про самостоятельное одевание - вообще отдельная тема. Даже многие 3-4 летки не могут сами одеться «от и до» - взрослому все равно приходится помогать. Но умение есть ложкой и пить из кружки необходимо почти везде. А вот про горшок - тут спорный вопрос: многие родители с гордостью рассказывают, что «мой именно в саду научился пользоваться горшком» - на мой взгляд, гордится тут особо нечем. Да, дети в саду быстро учатся ходить на горшок, но тут все зависит от воспитателя - первое время будет много описаных штанишек-колготок - будут ли вашего ребенка быстро переодевать из мокрого в сухое…С подгузником - та же история, не факт, что вовремя поменяют. Если ребенок идет в сад хотя бы в 2,5 года, лучше, конечно, постараться привить ему этот гигиенический навык дома.
Детские сады - у нас и у них
Но так ли уж плохо обстоит дело с детскими садами у нас в России? Наши сады - преемники советских. Из плюсов у нас: относительно недорогая стоимость государственного сада, трехразовое питание, профильные специалисты - вроде логопедов, психологов, хореографов, у большинства садов свои отдельные помещения с огороженной территорией для прогулок.
Из минусов: отсутствие индивидуального подхода - все дети должны подстраиваться под один режим - строем ходить на музыкальное занятие, в бассейн, «если все рисуют - и ты, Вася, рисуй». То же питание хоть и бесплатное (включено в стоимость садика), не всегда вкусно приготовлено - «столовское», и не всегда разнообразно. Но тут все очень зависит от конкретного садика и от адекватности заведующей. Важный момент, касающийся питания: если ребенку нельзя какой-то продукт, мама может поставить об этом в известность воспитателя (и тут остается рассчитывать только на его порядочность) - этот продукт ребенку просто не будут давать, но и заменять его другим не будут. Приносить свою еду из дома нельзя: поэтому получается, что детям-аллергикам нет места в наших садах - не ходить же им все время голодными, а индивидуального меню не предусмотрено. Количество детей на одного взрослого у нас довольно велико - в среднем, в группу реально ходят 13-15 человек, а воспитательница всего одна. Нянечка же занимается бытовыми вопросами, и за детьми в общем-то следить не обязана.
А как в других странах?
В Японии, например, место в саду дается только детям работающих родителей - приносишь справку с работы, и твоего ребенка зачисляют в сад. Если кто-то в семье не работает, значит и сад ребенку не положен.
Почти везде заграницей количество детей на одного воспитателя меньше, чем у нас. Например, в Англии соотношение персонала и детей во всех садах очень строго регламентируется: от 0 до 2 - не более 3 детей на 1 взрослого, от 2 до 3 - не более 4 детей, для 3-5-летних - не более 8 детей. Поскольку отпуска по уходу за ребенком, с сохранением за мамой рабочего места до 1,5 - 3 лет, как у нас, во многих странах не предусмотрено, ясли принимают детей с очень раннего возраста - с 3 месяцев. Большее количество воспитателей на одного ребенка определяет и более гибкую программу обучения, индивидуальный подход - почти каждый ребенок спит, играет и занимается чем-либо тогда, когда он этого хочет. Очень часто практикуются смешанные группы - где вместе собраны детки разных возрастов. Зачастую нет профильных специалистов: вроде логопедов и музыкальных работников. Воспитатель считается универсальным сотрудником: он и психолог, и художник, и массовик-затейник в одном лице. Кстати, во многих странах для работы воспитателем не нужно педагогического образования: часто мамы идут в воспитатели, чтобы их ребенка взяли в этот же сад. Частенько воспитателями бывают и мужчины.
С другой стороны, сады в Европе и США почти полностью коммерческие - есть небольшие дотации со стороны государства, но основная часть оплаты сада ложится на плечи родителей. Например, в той же Англии сад стоит 200 фунтов в неделю на ребенка до 2 лет, при средней зарплате 500 фунтов в неделю. Где-то цены зависят от дохода семьи - прямо пропорциональны ему, где-то нет - и крутись, как знаешь. В Швеции, например, 3% от дохода семьи, но не более 1300 крон в месяц, то есть в среднем - до 120-150 евро в месяц.
Здесь можно почитать интересный пост мамы из России, которая сейчас живет в Швеции - с ее взглядом и комментариями относительно системы дошкольного образования в этой стране. Часто еду ребенку приходится готовить заранее и приносить с собой. Где-то еду можно заказать за дополнительную плату, меню обсуждается. В заграничных садах не всегда есть отдельная территория для прогулок: воспитатели просто гуляют с детьми по городу - вывозят их в центральный парк, ходят по музеям, выставкам. Не всегда там есть и отдельное помещение для сна - спят прямо в игровой на матрасах. Если есть небольшая спальня, то кровати там, как правило, двухъярусные - для экономии места.
Во многих странах сады официально работают полдня - например, с 9 до 15, если мама не успевает до этого времени забрать ребенка, за сверхурочные часы надо платить дополнительно. Почти во всех европейских странах и в некоторых штатах США школа начинается с 4-5 лет: полдня ребята учатся - это время за счет государства - бесплатно.
Выходит, у нас не все так уж и плохо с детскими садиками. Мамы из других стран, поделитесь личным опытом - как обстоят дела с детскими садами у вас?