Сейчас как раз распределяют путевки в детские сады, и форумы пестрят вопросами мамочек на эту тему: кто-то сомневается - им выдали путевку, но мама не уверена, нужен ли ее ребенку сад в этом году, кто-то наоборот сетует, что путевку не получил. У нас еще с советских времен народ любит постоять в очереди «на всякий случай» - сейчас мне это не нужно, а вдруг пригодится. Оно-то, в общем, и понятно: жизнь изменчива, вдруг и правда понадобится в будущем садик: ведь, если не стоять в очереди с младенчества, места к 3-4 годам можно и не получить.
Какие бывают сады:
По степени принадлежности городу, либо какой-то организации, либо частному лицу:
• Муниципальные
• Ведомственные
• Частные
• Домашние
Первые два вида относительно недорогие - так как часть расходов на содержание берет на себя государство, город либо предприятие/организация. Есть очень хорошие: где имеется бассейн, масса развивающих занятий - ритмика, театральный кружок, иностранные языки. Есть обычные, с «совковскими порядками».
Частные - тут есть индивидуальный подход, но не многим они по карману. В Москве хороший частный садик обходится дороже «няня+кружки». Домашние садики у нас вообще на полулегальном положении: часто они расположены в съемных квартирах или загородных домах.
Государственные и муниципальные сады делятся на:
• Сады общего развития - обычный среднестатистический садик.
• Центры развития ребенка - там вам и музыка, и бассейн, и рисование, и лепка, и театр, и языки и еще кружок по фото.
• Компенсирующего вида (ортопедические, глазные, логопедические).
• Комбинированные сады - туда вместе с обычными детками ходят дети с особенностями развития (легкой формой ДЦП, например). Говорят, что в этом нет ничего плохого - наоборот, дети становятся более отзывчивыми, толерантными.
• Сады с этнокультурным уклоном - экологическое воспитание, основы православия, вольдорфская система обучения и т.п.
Сады уплотнят и превратят в «камеры хранения»?
А тут еще с этой осени грядут в нашей системе образования, в том числе и дошкольного, большие перемены. Сады обещают уплотнить: поскольку по нормам нового СанПиНа количество человек в группе будет зависеть от площади помещения - в большую группу могут зачислить до 30 человек. А количество взрослых на одного ребенка не меняется - по-прежнему одна воспитательница и нянечка. Кроме того, во многих садах под группы планируют переоборудовать гимнастические и актовые залы, а музыкальные и спортивные занятия попросту отменить. Такие штатные единицы как психолог, логопед, инструктор по плаванию тоже с нового учебного года во многих садах могут исчезнуть. То есть сады из развивающе-образовательных учреждения рискуют превратиться попросту в «камеры хранения», где малыши в стесненных условиях будут ждать прихода родителей. И из всего времяпрепровождения им останутся только игры - никакого рисования, лепки из пластилина и аппликаций.
Возмущенные родители по всей стране уже протестуют из-за таких нововведений. Но формально власти проблему очередей решили - в этом году в сады попадет намного больше желающих, чем в предыдущем.
А так ли он нужен - сад?
Некоторые родители почему-то свято уверены, что сад просто необходим: «а как же социализация?!» - вопрошают они, как будто без сада ребенок не приобретет необходимых навыков общения. Психологи утверждают, что всевозможных кружков, развивающих занятий, плюс общения с детьми во дворе на площадке вполне достаточно для социализации. Вопрос в другом: а готова ли ваша семья финансово потянуть няню + кружки, «развивалки», или готова ли мама не работать, а посвятить свое время развитию ребенка? В общем, тут опять-таки каждый решает сам.
Доводы о минусах сада, и даже о вреде, который он может нанести психике некоторых детей, те, кому интересно могут почитать
в этом журнале. Ведет его психолог, но позиция автора, на мой взгляд, слишком категорична.
Вот
здесь и
здесь можно ознакомиться с иной точкой зрения другого психолога - она более близка к "золотой середине".
А как по-вашему, нужен ли ребенку сад? Что мы можем сделать, чтобы наши дети получали в садах достойное развитие и образование, согласны ли с "уплотнением" садиков?
В следующей части, в продолжение темы детских садов, мы поговорим о том, с какого возраста лучше отдавать ребенка в садик, что он должен к этому времени уметь делать (или желательно, чтобы умел), и как обстоят дела с организацией детских садов в других странах мира.